Вопрос. Если сознание, как огонь, возникает зависимо, то  что же в человеке накапливает кармические заслуги? Полный текст вопроса можно найти здесь, т.к. он довольно длинный.

Ответ. Что такое сознание в данном случае? Когда мы воспринимаем что-либо, наше внимание перескакивает с предмета на предмет, из одной области восприятия в другую (визуальную, слуховую, умственную и т.д.). Обычно возникает иллюзия, что есть некий непрерывный луч света фонарика-внимания, который перемещается от предмета к предмету. Именно это утверждает монах Сати в МН38.

Однако, Будда говорит, что это не так. Он говорит, что никакого непрерывного луча внимания нет, а есть постоянно вспыхивающие импульсы сознания при каждом элементарном акте восприятия. И это не некий постоянный луч переходит от одного предмета на другой, а сознание вспыхивает каждый раз на новом (или том же) предмете подобно тому, как когда от травы загорается дерево, это не тот же огонь перешёл от травы к дереву, а дерево вспыхнуло новым огнём, хоть и связанным с “травным” огнём причинно-следственно. Генетически, так сказать. При этом сознание может в следующий момент возникнуть, а может и не возникнуть.

Далее. В вашем вопросе есть две части: 1 – сознание возникает зависимо, 2 – что накапливает кармические заслуги. Дело в том, что эти две части на самом деле никак не связаны. Ваш вопрос имел бы смысл, если бы Будда утверждал, что помимо сознания ничего больше нет, но он этого не утверждал. Не утверждал он и обратного. Строго говоря, то, что находится вне нашего сознания, для нас просто недоступно, но более того – в рамках проблематики Учения, нам и не нужен ответ на вопрос, есть ли что-либо вне сознания, и если есть – то какое оно. Что-то там видимо есть, что-то происходит, но мы располагаем теми данными, которые поступают в сознание, и этого достаточно для практики и освобождения.

Где хранится карма?

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Где хранится карма?: 1 комментарий

  • 25.12.2020 в 08:49
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте, Олег! С интересом наблюдаю Ваши ответы на сложные вопросы и пояснения к суттам. Но иногда натыкаюсь на некоторые несоответствия и не могу их для себя объяснить. Например термин “сознание”. В одних суттах пишется что сознание причина зависимого возникновения. В ответе на вопросы Вы сказали, что сознание это часть ума. И т.д… Мне кажется здесь есть или не точность перевода или несоответствие терминов. Если на одной из стадий медитации мы ОСОЗНАЁМ что СОЗНАНИЕ безгранично, то как оно может быть частью ума? Разве может быть что-то БЕЗГРАНИЧНОЕ частью чего-то? Кроме того весь наш путь к просветлению лежит через развитие сознания, а не ума. Если человек безумен, то это всё же человек, если же человек потерял сознание то это уже скорее одушевлённый предмет (простите за такое образное сравнение). Приходя в себя такой человек сначала приходит в сознание, а уж за тем осознаёт происходящее во круг, т.е. включается работа ума.
    Эти размышления можно вести долго. Поэтому выскажу свои мысли по этому поводу. 1. Сознание первично, а ум лишь часть сознания, или может быть ум это работа сознания. 2. В некоторых случаях термин “сознание” лучше заменить на “осознание”. Тогда причиной зависимого возникновения будет не “сознание” (как существительное), а “осознание” (как глагол). И именно “осознание” будет частью ума, как его действие. Да и в истоках ощущения собственного “я”, как мне кажется лежит тоже не “сознание”, а осознание себя как отдельной личности.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *