Суттавада – это буддистская школа, возникшая в США вокруг американского учителя монаха Бханте Вималарамси и его учеников. Бханте Вималарамси – учитель американского происхождения – Махатхера и Саядо, около сорока лет учился и учил в ЮВА, впоследствии вернулся в США, однако продолжает и поныне преподавать в странах ЮВА. Вокруг него сформировалась группа практикующих, несколько лет назад позиционировавшая себя как школа Суттавада, которая в настоящее время объединяет сотни людей по всему миру. В чём особенности Суттавады:

  1. Генеалогически школа принадлежит к Тхераваде, но, будучи сформирована вокруг монаха и учителя американского происхождения, она практикует, скорее, европейский подход в изучении Дхаммы, направленный на кропотливое изучение основ, а не на сохранение каких-либо культурных традиций, которые хоть и связаны с буддизмом исторически, но напрямую к Учению не относятся.

  2. Главный принцип этой школы – тщательное изучение сутт Палийского Канона и придание именно им приоритета в формировании представлений об учении Будды. Комментарии и толкования при этом принимаются лишь постольку, поскольку они не противоречат букве и духу учения, изложенного в суттах. В частности, однозначно заявляется о почти полной неприменимости трактата “Висуддхимагга” в практике медитации и о том, что этот трактат в части практики противоречит тому, чему учил Будда. Подобный подход довольно распространён в настоящее время и среди учителей Тхеравады, хотя начало ему было положено монахом европейского происхождения Бхикку Ньянавирой. Самого Бханте Вималарамси на такой подход в своё время натолкнул учитель Бхикку Пуннаджи.

Тем не менее Суттавада не ассоциирует себя с Тхеравадой, хотя сам Бханте Вималарамси изначально стал монахом и учился именно в этой традиции*.

Однако при этом никакого противопоставления Тхераваде или каким-либо другим школам ни в коем случае не имеет места. Скорее, наоборот. Позиция Бханте Вималарамси заключается в словах, которые он сказал на международной конференции буддистов в Кобе, Япония, в 2007 году: “Я не тхеравадинский монах. Я не махаянский монах. Я – буддистский монах”. Дело в том, что Сангха – едина. Да, в разных школах и течениях взгляды на учение Будды несколько различаются, но все мы стремимся следовать слову Будды. И если тхеравадинский монах придёт в чаньский храм, его там примут как брата, поскольку он – ученик Будды. Так же и наоборот. Поэтому любые разделения тут неуместны.

Наша позиция – и она принципиальна – состоит в том, чтобы избегать конфронтации и полемики, избегать прозелитизма, избегать заявлений о собственной исключительности. Мы лишь всеми силами пытаемся максимально приблизиться к тому, чему учил Будда.


* Бханте Вималарамси сначала учился в Бирме в школе Махаси Саядо, и, полностью пройдя обучение, далее учился у других учителей Тхеравады, в основном в Тайской Лесной Традиции. Бханте в настоящее время является представителем Лесной Традиции в США.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.