Вопрос. Что же такое нейтральное чувство? Как его распознать?

Ответ. Яркий пример нейтрального чувства: представьте, что вы прослушали какую-либо беседу Бханте Вималарамси. Вы ощущали определённый интерес, испытывали положительное чувство. Затем вам по каким-то причинам пришлось прослушать её ещё раз. Ваш мозг как бы говорит: “А, я это уже слышал. Это уже не интересно.” И отключает внимание.

Вот это – “не интересно” и есть нейтральное чувство. Это механизм мозга, который экономит ресурсы и не тратит драгоценное внимание (а наше внимание действительно драгоценно, потому что весьма энергоёмко) на то, что ему уже известно или не представляет собой ни опасности, ни потенциального удовольствия.

Интересный факт заключается в том, что, как это ни странно, по-настоящему неприятными для нашего ума являются именно нейтральные явления. Даже болезненные или отвратительные явления интересны для нашего ума, привлекают его. Можно сказать, что у каждого явления есть первичный и вторичный вкус. Первичный вкус приятного явления – приятный, болезненного – неприятный, нейтрального – нейтральный. Но вторичный вкус и у приятного и у болезненного явления – приятный или, может быть было бы лучше сказать – притягательный, тогда как у нейтрального явления вторичный вкус неприятный, отталкивающий.

Именно поэтому мы ищем любых, даже пусть неприятных, впечатлений. Действительно, иногда человек сам ищет, скажем, ссоры или хочет посмотреть какой-нибудь отвратительный фильм ужасов. Если мы сидим в медитации и испытываем боль, ум притягивается к боли как магнит к железу, хотя боль – неприятное ощущение. Впечатления – это пища для ума, поэтому он стремится их заполучить, независимо от того, приятные они или неприятные. Но попробуйте заставить себя задержать своё внимание хотя бы на двадцать минут на том, что вам смертельно не интересно. Нейтральные вещи оказываются крайне неприятны для нашего ума, если он вынужден задерживаться на них.

Главная проблема здесь состоит в том, что именно из-за этого механизма мы упускаем по-настоящему важные вещи. По сути – фундаментально важные. Мы упускаем возможность рассмотреть как работает, собственно, наш ум. Нам не интересно смотреть на то, КАК наш ум раздражается. Вместо этого нам интересно смотреть на то, ЧТО нас раздражает. Таким образом, мы, ни много ни мало, упускаем возможность преодолеть неведение. Упускаем возможность познать механизм Зависимого Возникновения.

Распознаётся это чувство через то, что у Будды названо Гармоничным Усилием, Гармоничной Осознанностью, Гармоничной Собранностью Ума. Именно в ходе этой практики мы учимся не поддаваться работе этого механизма и направлять внимание прямо на то, как работает наш ум.

Нейтральное – неприятно

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *