Вопрос по поводу сутт о богах погоды. Можете дать пояснения, для чего эти сутты нужны? Чему они учат? Ведь Будда учил, что Путь ведёт за пределы любых миров. Зачем стремиться к перерождению в мирах богов погоды?

Ответ. Действительно, в суттах 32.1-57 Самьютта Никаи Будда рассказывает о богах погоды – холодной и тёплой, грозы, ветра, дождя.

Прежде всего, заметим, что в этих суттах отнюдь не говорится о том, что нужно, при каких бы то ни было обстоятельствах, стремиться к перерождению среди богов погоды. Если почитать тексты внимательно, можно видеть, что Будда лишь отвечает на чётко поставленный вопрос типа – «При каких условиях человек может переродиться среди таких-то богов?» И надо сказать, подобные вопросы вполне имеют право на жизнь. Они могут быть полезны в плане более отчётливого понимания закономерностей работы кармы.

Кроме того, в Древней Индии были весьма распространены религиозные практики поклонения божествам погоды. И Будда говорит, что при соответствующем усердии в этой практике можно после смерти оказаться среди этих божеств. При этом в рамках сутты никакую оценку такому результату Учитель не даёт. Впрочем, конечно, совершенно понятно, что такое перерождение и близко не стоит с целями Дхаммы. Это, как я понимаю, настолько очевидно, что даже не проговаривается.

Есть и ещё один потенциально полезный аспект, который может быть связан с этой темой. Есть определённая разница между тем, что чувствует человек, который, глядя на небо, способен видеть в нём игру богов, и тот, кто видит ТОЛЬКО бездушные физические процессы. Как вы думаете, чьё состояние ума будет с высокой вероятностью более живым, лёгким, радостным, возвышенным? Возможно, Будда помимо прочего поддерживал в монахах такой взгляд – взгляд мистика, художника и поэта, полагая, что это может помочь в продвижении если не всем, то многим.

Видимо, здесь важна золотая середина, развитая равностность. Видеть кругом только богов и уделять им сколько-нибудь значительное серьёзное внимание и углубляться в экзальтированную восторженность – это крайность или даже патология. Но если Вселенная для человека бездушна и механистична – это в равной степени крайность и патология. Срединный путь здесь заключается в том, чтобы не упускать из виду оба этих аспекта реальности – физический и психический, прозаический и поэтический.

Зачем Будда рассказывал о богах погоды

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *