Вопрос. Почему для достижения внутреннего спокойствия не воспользоваться, скажем, транквилизаторами, то есть химическими средствами?

Ответ. К сожалению, я слабо знаком с механизмом работы транквилизаторов, могу лишь догадываться, что они подавляют или искажают работу нашей эмоциональной системы. Если это так, то в итоге мы получаем не внутреннее спокойствие, а эмоциональную тупость, нечувствительность, то, что называется в Дхамме притупленностью ума – это одно из препятствий в практике. 

Что такое внутреннее спокойствие, о котором мы говорим в рамках буддистской Дхаммы? Можно сказать, что это – не отсутствие эмоций, а спокойное и при этом бодрствующее к ним отношение. Если мы имеем возможность спокойно наблюдать (в результате отточенного навыка осознанности) за тем, что происходит в нашей психике и отпускать это, вместо того, чтобы оказываться захваченными этими процессами, тогда-то и возникает внутреннее спокойствие. 

Наши реакции как правило в очень значительной степени гипертрофированы и искажены из-за того, что мы воспринимаем происходящее вовне и внутри нас в личностном ключе – как «я», «моё», касающееся «меня». «Он обидел меня, он ударил меня….» – из-за этого естественные искорки эмоциональных реакций разливаются пожаром – явным или скрытым, так сказать – подземным, – в котором сгорает вся наша жизнь. 

Укрепляя навык самонаблюдения и отпускания наблюдаемого, мы приходим к тому, что эти искорки всё реже превращаются в пожар. Так эмоциональная сторона психики приходит к гармоничному состоянию. Это и есть спокойствие, невозмутимость.

Сама по себе эмоциональная сторона нашего существа не плоха, более того, будучи гармонизирована, она даёт чудесные плоды в виде сердечной доброты, милосердия, эмпатической радости, эмоциональных аспектов медитативных состояний.

Транквилизаторы, замораживая эмоциональную сферу, лишают нас возможности испытать эти чудесные переживания, которые, вообще-то, являются опорой в пути пробуждения. 

Кроме того, эмоциональная тупость лишает нас и опоры в виде рвения, усердия, энтузиазма. В результате, мы не можем полноценно взращивать навык осознанности, наблюдения за тем, как работает наш ум. И это тоже блокирует для нас возможность продвижения к настоящему спокойствию и пробуждённости. 

Мы становимся зависимы от лекарств: принимая их, мы живём хоть и спокойнее, но как бы – в большей или меньшей степени – мимо жизни, потому что перестаём её, жизнь, чувствовать так тонко, как могли бы. Отказавшись же от лекарств, мы сталкиваемся с тем, от чего пытались убежать: с захватывающими нас и выматывающими нас тяжёлыми эмоциональными состояниями. 

Химическое спокойствие

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *