Вопрос. Бханте Вималарамси рекомендует улыбаться, даже если не хочется, культивировать позитив и т.д. Не является ли постоянное продуцирование положительных эмоций и улыбки, даже через силу, насилием над собой, неприятием минорных или тяжёлых состояний и так далее? Не является ли это токсичной позитивностью?

Ответ. Ваш вопрос требует прояснения нашей позиции относительно негативных эмоций и состояний.

Будда говорил о двух стрелах страдания. Что это такое, проще всего рассмотреть на примере физической боли. Допустим, у человека болит нога. Сама по себе эта боль это первая стрела страдания. Это непосредственное болезненное ощущение. Если человек переживает по поводу этой боли, уделяет ей излишнее внимание (что делает боль ещё сильнее), то он запускает в самого себя вторую стрелу страдания. И вот этот второй эшелон страдания зачастую намного злотворнее, чем первый.

Первых стрел страдания в нашем текущем состоянии избежать невозможно (хотя и они становятся не властны над человеком, если он достиг определённой стадии пробуждения). Однако, мы можем работать над тем, чтобы не стрелять в себя второй раз. Как это сделать, в случае физической боли? Принять факт её возникновения, улыбнуться ей, улыбнуться прямо в ней (если получится, конечно), и дать ей жить своей жизнью, а для этого наше внимание не должно задерживаться на этой боли, залипать на ней. Для этого существует Гармоничное Усилие, которое у нас кодифицировано в виде метода 6Р.

Да, внимание будет примагничиваться к боли, возвращаться к ней. Будет появляться беспокойство и страх, мы принимаем это, улыбаемся и беспокойству и страху, расслабляемся прямо в них, и отпускаем боль. Постепенно, по мере практики ум будет становиться всё более равностным. Боль и прочие неблагоприятные факторы не будут влиять на его состояние. То есть, ещё раз: у человека может быть физическая боль, и он при этом будет оставаться спокойным и даже улыбающимся. Это уже высокий пилотаж, но это возможно для практикующего.

Теперь переходим к эмоциям и эмоциональным состояниям. Само по себе возникновение той или иной эмоции это первая стрела страдания. Вторая стрела может выражаться в двух видах:

    1. Если мы пытаемся избавиться от этой эмоции, подавить её;
    2. Если мы наоборот потакаем эмоции, раздуваем её, вовлекаемся в неё, воспринимаем ситуацию, породившую это состояние, личностно, драматически.

Что же делать? Вот возникла эмоция или эмоциональное состояние. Мы видим это и принимаем это. Мы улыбаемся этому и прямо в этом, если возможно. Если нет – принимаем и это. И далее мы просто остаёмся с этим, в этом, не участвуя в эмоции. Эмоция – это такое же явление как телесная боль.

Вас охватила печаль? Мягко и понимающе улыбнитесь ей и примите её. Сядьте и побудьте в ней, расслабившись прямо в ней. Ничего не делайте с ней. Не пытайтесь её заглушить, отпускайте тревожные мысли. Просто побудьте с ней, дайте ей быть и пройти. Все состояния проходят, если их не питать. Не нужно фиксировать на этом состоянии внимание. Возьмите в качестве опоры для внимания внутреннюю улыбку или дыхание, мягко помните об этой опоре, одновременно краем внимания улавливая и другие происходящие сейчас явления, в том числе и печаль. Если внимание увлеклось печалью, появились мысли, связанные с этим состоянием, мягко отпустите их, расслабьтесь, улыбнитесь и вернитесь к опоре. Не нужно копаться в причинах печали – это всего лишь попытки с помощью думания избавиться от этого эмоционального состояния. Понимание своих чувств придёт быстрее, если вы не будете пытаться избавиться от них.

Если возникает острая эмоция типа гнева, примите и её, скажите себе – «Есть гнев». Примите сам факт, что вы гневаетесь. Вы ещё не анагами, гнев это то, что обычно для людей, которые не достигли невозвращения. Странно было бы ожидать от ребёнка взрослого поведения. Понятно, что в сам момент гнева, если он охватил нас, наше внимание полностью захвачено. Но как только гнев отпустит, мягко улыбнитесь ему и разожмите кулаки.

И вот затем, когда эта ситуация острой эмоции прошла, сядьте и спокойно рассмотрите то, что произошло. Рассмотрение это не должно иметь целью выискивание своих ошибок. Их не было. Вы действовали так, и в тот момент не могли иначе. Нужно изучить обстоятельства, при которых произошла эта вспышка. Можно ли было в принципе, теоретически, реагировать более гармонично в той ситуации? Нужно изучить случившееся так, как учёные изучают какое-либо природное явление. И дальше мы размышляем над тем, что можно сделать, чтобы подобное не повторялось в будущем или повторялось реже, а также над тем, можно ли минимизировать ущерб от случившегося, и если да, то как.

Возможно, нужно будет выработать и усвоить новую модель поведения (инструмент Гармоничного Намерения, данный нам Буддой, служит в том числе и для этого). Может быть, нужно просто избегать таких ситуаций (избегать, например, общения с данным человеком). Может быть, нужно изменить точку зрения на ситуацию и человека, а для этой цели хорошо работает Практика Прощения. Может быть нам просто нужно больше отдыхать и заниматься медитацией, чтобы наш ум был более отдохнувшим и спокойным.

Итак, Бханте Вималарамси скорее говорит о том, чтобы учиться спокойно принимать себя со всеми своими эмоциями и реакциями, но не усугублять, не раздувать, не драматизировать их, воспринимая их как явления природы, как погоду – солнечную или пасмурную, ветреную или спокойную, как восход и как закат, как дождь и как ясное небо. И улыбка, о которой идёт речь – это лишь средство прийти к этому спокойному принятию.

Токсичная позитивность

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *