Вопрос. Во второй благородной истине источником страдания называется страстное желание, но при этом в зависимом возникновении все упирается в итоге в неведение. Почему во второй благородной истине не говорится про неведение? Или дойти до прекращения возникновения страстного желания по цепи зависимого возникновения достаточно для реализации прекращения страдания? Если так, то для чего тогда Буддой раскрывается вторая часть цепи после контакта до неведения? Я сначала подумал, может дело в том, что для мирян и монахов даётся материал разной степени глубины, но в сутте МН 141 Будда и его ближайшие ученики явно обращаются к монахам, и все равно источником страдания называется страстное желание, но не неведение. Или же страстное желание в зависимом возникновении и во второй Благородной Истине – это разные понятия?

Ответ. Да, страстное желание как звено Зависимого Возникновения (ЗВ) и страстное желание во второй благородной истине это немного разные вещи. Разница, можно сказать, в масштабах.

Прежде всего, рассмотрим саму цепочку зависимого возникновения. ЗВ это своего рода уроборос. Он изображается в виде цепочки, но реально это кольцо, он закольцован, постоянно воспроизводя сам себя. В основе там неведение, но само неведение чем-то порождается. Чем? Оказывается, что в основе всего этого цикла, всей этой дурной бесконечности, лежит страстное желание, напряжение – “я хочу” или “я не хочу”.

Да, в ЗВ есть такое отдельное звено – страстное желание – но в этом случае, в виде звена ЗВ, это – проявленная форма страстного желания, когда человек начинает уже практически сознательно стремиться к тому, что приятно, или отторгать то, что неприятно. Но реально это напряжение в фоновом виде лежит в основе каждого звена ЗВ, лежит по сути в основе всего ЗВ.

Что такое неведение? Это игнорирование. Игнорирование чего? Того, как работает наш ум, как он порождает страдания. А почему это игнорирование происходит? Оно происходит потому, что, когда ум охвачен напряжением “я хочу”/”я не хочу”, он обращает внимание на тот объект, который он хочет или не хочет, и он не смотрит на то, как порождается это хотение. Перед умом даже не возникает такой опции, когда он охвачен страстным желанием. Ему не до этого.

В медитации, когда мы углубляемся в эту цепочку и достигаем самой основы, то оказывается, что неведение само по себе это сугубо негативное звено. То есть это просто отсутствие ведения. Мы видим это звено только пост фактум, когда оно нейтрализовано.  В момент обретения опыта ниббаны неведение исчезает или ослабевает. Ниббана и неведение это две несовместимые вещи. То есть когда мы получаем опыт ниббаны, неведение хотя бы на мгновение полностью исчезает, то есть мы на мгновение видим полностью, как наш ум порождает страдание, а потом, если мы ещё не достигли окончательного освобождения, неведение опять возвращается, но уже не полностью. До какой-то степени в нас остаётся понимание того, как же ум производит страдание. Такое состояние, в котором неведение ещё имеет место, но уже не полностью, и есть та или иная стадия просветления кроме последней, окончательной.

Поэтому, чтобы освободиться от воспроизводства вот этой цепочки ЗВ, необходимо работать именно со страстным желанием. Именно это – точка приложения наших гармоничных усилий.  Поэтому Будда и говорит, что в основе страдания лежит страстное желание – страстное желание чувственных удовольствий, страстное желание существования (участия, вовлечённости), страстное желание несуществования (уйти, не участвовать, убежать).

Страстное желание и неведение

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *