Вопрос. Имеет ли место быть некоторое отсутствие выбора? Как я понимаю, из того что мы наблюдаем и что, как нам кажется, принимает решения, нет ничего постоянного и независимого, то есть в каждый момент наши действия определяются прошлыми и текущими условиями, и то что мы что-то выбираем – это иллюзия. Даже следование или нет Дхамме – это просто кармическая данность, вне зависимости от того, что мы об этом думаем. В этой ситуации человек может подумать, что раз все предопределено в некотором смысле, то я не буду следовать Дхамме, но это не его выбор, а просто данность, которая следует из предыдущих условий. Так ли это? Или это просто очередная концепция?

Ответ. Эта концепция существовала уже во времена Будды и Будда против неё прямо возражал, поскольку если принять такую точку зрения, она обессмысливает Дхамму.

Что можно здесь сказать?

1. Не всё в нашей жизни определяется кармой.

2. Сама карма создаётся нашими сознательными действиями, то есть её бы не было, если бы не было таких действий.

3. Сам факт существования в языке всех человеческих культур форм, описывающих сознательное решение или действие, говорит о том, что мы действительно можем совершать активные сознательные действия (см. наследие Людвига Витгенштейна).

4. Да, большая часть процессов происходит вне нашего сознания и когда мы их осознаём, они фактически уже случились. Но это не значит, что мы не можем ни на что повлиять, просто наше влияние должно быть проактивным, то есть осуществляться заранее. Если мы заранее (пусть даже за несколько мгновений до того, как ситуация наступает) решаем поступить так, а не иначе, есть высокая вероятность, что мы поступим именно так, а не иначе. Таким образом мы создаём карму – уже в момент решения, но и в момент его осуществления тоже (первое это карма мыслительного действия, второе – физического действия).

Каким же образом возникает это решение, эта активность, то, что в буддизме называется “санкхара”? А это – тайна. Мы прикасаемся к ней в глубокой медитации. Да, на эту активность влияет и наша карма, и другие факторы, но в ней есть и элемент “таковости”. Есть факт, что она, сознательная активность как таковая, есть, и то, что мы не можем объяснить, откуда она берётся, совсем не уничтожает сам этот факт.

Можем ли мы что-то решать?

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *