Самьютта Никая 47.3
Бхиккху Сутта
Монах

В то время, как Возвышенный пребывал близ Саваттхи в роще Джеты что в парке Анатхапиндики, один монах подошёл к нему, поклонился, сел рядом и сказал: «Учитель, пожалуйста, дай мне краткое наставление по Дхамме. Получив его, я удалюсь в уединение, и буду жить один, прилежный, усердный и непоколебимый».

[Возвышенный ответил:]

«Вот так и бывает: пустые люди приходят ко мне с просьбой, а когда учение им дано, они только и думают о том, чтобы продолжать ходить за мной».

«Пожалуйста, Учитель, дай мне краткое наставление по Дхамме! Пожалуйста, Возвышенный, дай мне краткое наставление по Дхамме! Быть может, я смогу понять смысл сказанного тобой. Быть может, я смогу сохранить сказанное тобой».

«Что же, монах, в таком случае тебе следует начать с очищения основы непомрачённых состояний. Какова же основа непомрачённых состояний? Это хорошо очищенная нравственность и выправленные воззрения. Затем, монах, когда твоя нравственность будет хорошо очищена, а воззрение выправлено, то, опираясь на нравственность, основываясь на нравственности, тебе следует развивать четыре опоры осознанности в трёх направлениях.

Какие это четыре опоры осознанности?

Монах, наблюдай физические восприятия как таковые внутри – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире. Наблюдай физические восприятия как таковые вовне – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире. Наблюдай физические восприятия как таковые внутри и вовне – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире.

Наблюдай переживания как таковые внутри – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире. Наблюдай переживания как таковые вовне – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире. Наблюдай переживания как таковые внутри и вовне – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире.

Наблюдай состояния ума как таковые внутри – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире. Наблюдай состояния ума как таковые вовне – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире. Наблюдай состояния ума как таковые внутри и вовне – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире.

Наблюдай явления ума как таковые внутри – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире. Наблюдай явления ума как таковые вовне – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире. Наблюдай явления ума как таковые внутри и вовне – старательно, бдительно, осознанно, устранив влечение и отторжение к чему бы то ни было в мире.

Когда, монах, опираясь на нравственность, основываясь на нравственности, ты так развиваешь эти четыре опоры осознанности в трёх направлениях, то тогда, будь то день или ночь, ты можешь ожидать только лишь возрастания непомрачённых состояний, а не их уменьшения».

И тогда тот монах, восхитившись и возрадовавшись словам Возвышенного, поднялся со своего сиденья и, поклонившись Возвышенному, ушёл, обойдя его с правой стороны.

И затем, пребывая в уединении прилежным, усердным и непоколебимым, тот монах, через прямое знание здесь и сейчас достиг высочайшей цели святой жизни и утвердился в ней, ради которой благородные люди праведно оставляют мирскую жизнь ради жизни бездомной. Он напрямую познал: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние вовлечённости». Так тот монах стал одним из арахантов.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.