СТАНДАРТНОЕ ОПИСАНИЕ ПУТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ВСТРЕЧИ С ТАТХАГАТОЙ ДО ОСВОБОЖДЕНИЯ

Вот в мире появился Татхагата, совершенный Учитель. Некий человек из благородной семьи, узнав о нём, становится монахом, оставив своё богатство и родных.

НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРОСТОТА

Он соблюдает нравственные предписания:

  • Он отказывается от убийства и взращивая добросердечие и милосердие;
  • Он отказывается от воровства, берёт только то, что дают, принимает только подаренное, живёт не хитростью, а чистотой;
  • Он отказывается от сексуальности, соблюдая жизнь целомудренную, сторонясь половых сношений;
  • Он отказывается от лжи; Он говорит правду, держится за правду и в этом он прочен;
  • Он отказывается от речи, сеющей распри, но наоборот – примиряет тех, кто поругался, укрепляет тех, кто дружен, стремится к согласию;
  • Он отказывается от резкой речи, но наоборот говорит слова, приятные уху, любящие, милые сердцу, вежливые, приятные;
  • Он отказывается от пустой болтовни, произнося слова лишь в нужный момент, лишь когда это необходимо и целесообразно;
  • Он отказывается от нанесения время семенам и растительной жизни;
  • Он ест только один раз в день, утром;
  • Он отказывается от развлечений;
  • Он отказывается от украшения своего тела;
  • Он отказывается от высоких и роскошных кроватей и сидений;
  • Он отказывается от принятия золота и денег, пищевых припасов, сырого мяса, женщин и девушек, рабов и рабынь, скота, полей и хозяйств, сводничества, покупки и продажи, операций с весами, металлами и мерами, от взяточничества и мошенничества, от нанесения увечий, казней, лишения кого-либо свободы, от разбоя, грабежа и насилия.
  • Он довольствуется лишь монашескими одеждами и едой с подаяний. Куда бы ни отправился, он берёт с собой лишь минимально необходимое.

СДЕРЖИВАНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Он практикует сдерживание органов чувств. Воспринимая видимые формы, звук, запах, вкус, телесные ощущения, умственные явления, он не задерживает внимания на особенностях и чертах этих объектов, которые иначе могли бы повлечь за собой жажду и волнение.

Такая чистая жизнь порождает в нём ощущение благодати.

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Далее, он практикует внимательность. Он пребывает в полной внимательности, когда

  • практикует медитацию в ходьбе;
  • смотрит в каком-либо направлении;
  • сгибает и разгибает конечности;
  • несёт что-либо;
  • ест, пьёт, жуёт, пробует;
  • мочится и испражняется;
  • идёт, стоит, сидит, засыпает, просыпается, разговаривает и молчит.

ОСОЗНАННОСТЬ

Удалившись в уединённое место, после принятия пищи, он садится со скрещенными ногами, держит тело выпрямленным, устанавливает осознанность на том, что происходит здесь и сейчас.

УСТРАНЕНИЕ ПЯТИ ПРЕПЯТСТВИЙ

Он очищает ум от пяти препятствий – чувственных влечений, недоброжелательности и злости, апатии и сонливости, неугомонности и беспокойства, сомнения.

ДЖХАНЫ

Оставив эти пять помех, изъянов осознанного ума, которые ослабляют мудрость, в достаточной степени освободившись от мыслей о чувственных удовольствиях и прочих нездоровых состояний, он входит в первую джхану и пребывает в ней. Она сопровождается внутренней речью, связанной с объектом медитации, а также – радостью и ощущением физического довольства, которые образуются из-за свободы от помрачённых состояний.

Далее, его внутренняя речь затихает, и он входит во вторую джхану и находится в ней, ощущая уверенность и единение ума, во внутреннем безмолвии, чувствуя радость и довольство, рождённые свободой от помрачений.

Далее, радость стихает, остаётся лишь спокойствие и довольство, осознанность и внимательность, и таким образом он входит в третью джхану и находится в ней. Третью джхану называют “приятной обителью”.

После этого уходит даже ощущение физического довольства. Исчезают все положительные и отрицательные эмоции, приятные и болезненные телесные ощущения, остаётся лишь глубокое спокойствие и чистейшая осознанность. Так благородный ученик входит в четвёртую джхану и находится в ней.

ТРИ ЗНАНИЯ

Далее он направляет ум, очищенный таким образом – чистый, яркий, гибкий, устойчивый, неколебимый –

  • на вспоминание своих прошлых жизней. Он вспоминает бесчисленное количество их во всех подробностях;
  • на знание о перерождении существ в разнообразных мирах, в соответствии с их деяниями;
  • на знание о прекращении помрачений и страданий.

Он познаёт непосредственно и неискажённо, что такое помрачение, что такое страдание, как оно возникает, как оно прекращается, и каков путь к прекращению помрачения, к прекращению страдания.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Тогда он с полной ясностью понимает, что достиг полного и окончательного пробуждения, полного и окончательного освобождения от вовлечённости в существование. Он достиг венца и цели святой жизни.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.