Маджхима Никая 3
Дхаммадайяда Сутта
Наследники Дхаммы

(Английский вариант сутты)

1. Так я услышал. Возвышенный пребывал близ Саваттхи, в саду Анатхапиндики, что в Джетаване. Однажды он обратился к монахам: «Монахи!»

«Да, Учитель!» — ответили монахи.

Возвышенный сказал:

2. «Монахи, наследуйте от меня Дхамму, а не внешнее. Из милосердия к вам я подумал: “Унаследуют ли мои ученик от меня Дхамму, а не лишь внешнее?” Если вы унаследуете от меня внешнее, но Дхамму утеряете, о вас можно было бы сказать: “Ученики наставника унаследовали его имущество, а не Учение”. И обо мне можно будет сказать: “Наставник завещал ученикам своё имущество, а не Учение”. Но если вы унаследуете от меня Дхамму, а не внешнее, о вас можно было бы сказать: “Ученики наставника унаследовали его Учение, а не имущество”. И обо мне можно будет сказать: “Наставник завещал ученикам своё Учение, а не имущество”. Потому, монахи, наследуйте от меня Дхамму, а не внешнее. Из милосердия к вам я подумал: “Унаследуют ли мои ученик от меня Дхамму, а не лишь внешнее?”

3. Монахи, например, ко мне, когда я, поев досыта, сколько хотел, утолив голод, завершив трапезу, собрался выбросить несъеденные остатки подаяния, приходят два монаха, голодные и ослабленные. Я им говорю: “Вот, монахи, поев досыта, сколько хотел, утолив голод, завершив трапезу, я собрался выбросить несъеденные остатки подаяния. Съешьте их, если вам угодно, иначе я выброшу их туда, где нет растительности, или в воду, где нет живности.”

Один монах думает: “Вот Возвышенный, поев досыта, сколько хотел, утолив голод, завершив трапезу, собрался выбросить несъеденные остатки подаяния. Если мы их не съедим, он выбросит их туда, где нет растительности, или в воду, где нет живности. Но Возвышенный говорил: “Монахи, наследуйте от меня Дхамму, а не внешнее”. Подаяние – вещь внешняя. Поэтому я, несмотря на голод и слабость, проведу день и ночь без еды[1] .” И, не съев те остатки подаяния, несмотря на голод и слабость, он проводит день и ночь без еды.

Второй же монах думает: “Вот Возвышенный, поев досыта, сколько хотел, утолив голод, завершив трапезу, собрался выбросить несъеденные остатки подаяния. Если мы их не съедим, он выбросит их туда, где нет растительности, или в воду, где нет живности. Что, если я, съев эти остатки подаяния и утолив голод, проведу день и ночь сытым и подкрепившимся?” И, съев те остатки подаяния и утолив голод, он проводит день и ночь сытым и подкрепившимся.

Монахи, несмотря на то, что второй монах, съев те остатки подаяния и утолив голод, проводит день и ночь сытым и подкрепившимся, первый монах достоин у меня больших уважения и похвалы. И почему? Его поступок, монахи, укрепит его умеренность, удовлетворённость, чистоту от аффектов, неприхотливость и энергичность. Потому, монахи, наследуйте от меня Дхамму, а не внешнее. Из милосердия к вам подумалось мне: “Как следует моим ученикам наследовать от меня Дхамму, а не внешнее?”»

4. Так молвил Возвышенный. Сказав так, Возвышенный встал и удалился к себе.

Вскоре после ухода Возвышенного Почтенный Сарипутта там же обратился к монахам: «Друзья монахи!»

«Да, друг!» — ответили монахи Сарипутте.

Почтенный Сарипутта сказал:

5. «Каким образом, друзья, ученики наставника, который живёт в бесстрастии, не упражняются в бесстрастии? И каким образом ученики наставника, который живёт в бесстрастии, упражняются в бесстрастии?»

[Монахи отвечали:]

«Даже издалека, друг, мы пришли бы услышать твоё объяснение. Хорошо бы, чтобы ты, Почтенный Сарипутта, дал объяснение, и мы запомним услышанное из твоих уст».

[Почтенный Сарипутта сказал:]

«В таком случае, друзья, слушайте внимательно то, что я скажу».

«Да, друг», — в знак согласия ответили монахи Почтенному Сарипутте.

Почтенный Сарипутта сказал:

6. «И каким же образом, друзья, ученики наставника, который живёт в бесстрастии, не упражняются в бесстрастии? Друзья, ученики наставника, который живёт в бесстрастии, не упражняются в бесстрастии, если они не устраняют то, что наставник наказал устранить, живя в излишестве, будучи беспечными, скоро отступая от учения, оставляя бесстрастие.

Среди них, друзья, старшие монахи достойны осуждения по трём причинам. Первая – в то время как наставник живёт в бесстрастии, они не наследуют его пример бесстрастия. Вторая – то, что наставник наказал устранить, они не устраняют. Третья – они живут в излишестве, будучи беспечными, скоро отступая от учения, оставляя бесстрастие. По этим трём причинам старшие монахи достойны осуждения.

Среди них, друзья, средние монахи достойны осуждения по трём причинам. Первая – в то время как наставник живёт в бесстрастии, они не наследуют его пример бесстрастия. Вторая – то, что наставник наказал устранить, они не устраняют. Третья – они живут в излишестве, будучи беспечными, скоро отступая от учения, оставляя бесстрастие. По этим трём причинам монахи со средним стажем достойны осуждения.

Среди них, друзья, новоначальные монахи достойны осуждения по трём причинам. Первая – в то время как наставник живёт в бесстрастии, они не наследуют его пример бесстрастия. Вторая – то, что наставник наказал устранить, они не устраняют. Третья – они живут в излишестве, будучи беспечными, скоро отступая от учения, оставляя бесстрастие. По этим трём причинам новоначальные монахи достойны осуждения.

Таким образом, друзья, пока наставник пребывает в бесстрастии, ученики бесстрастие не практикуют.

7. И каким же образом, друзья, ученики наставника, который живёт в бесстрастии, практикуют бесстрастие? Друзья, ученики наставника, который живёт в бесстрастии, практикуют бесстрастие, если они устраняют то, что наставник наказал устранить, избегают излишества, избегают беспечности, не отступая от учения, не оставляя бесстрастие.

Среди них, друзья, старшие монахи достойны похвалы по трём причинам. Первая – в то время как наставник живёт в бесстрастии, они практикуют бесстрастие. Вторая – они устраняют то, что наставник наказал устранить. Третья – они избегают излишества, избегают беспечности, не отступая от учения, не оставляя бесстрастие. По этим трём причинам старшие монахи достойны похвалы.

Среди них, друзья, средние монахи достойны похвалы по трём причинам. Первая – в то время как наставник живёт в бесстрастии, они практикуют бесстрастие. Вторая – то, что наставник наказал устранить, они устраняют. Третья – они избегают излишества, избегают беспечности, не отступая от учения, не оставляя бесстрастие. По этим трём причинам монахи со средним стажем достойны похвалы.

Среди них, друзья, новоначальные монахи достойны похвалы по трём причинам. Первая – в то время как наставник живёт в бесстрастии, они практикуют бесстрастие. Вторая – то, что наставник наказал устранить, они устраняют. Третья – они избегают излишества, избегают беспечности, не отступая от учения, не оставляя бесстрастие. По этим трём причинам новоначальные монахи достойны похвалы.

Таким образом, друзья, в то время как наставник пребывает в бесстрастии, ученики его тоже практикуют бесстрастие.

8. При этом, друзья, алчность – зло, и ненависть – зло. Ради их устранения существует Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

И что, друзья, это за Срединный Путь, дающий вИдение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане? Вот этот самый Восьмеричный Благородный Путь, а именно: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничное действие, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума. Это и есть тот самый Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

9. При этом, друзья, гнев – зло, и мстительность – зло. Ради их устранения существует Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

И что, друзья, это за Срединный Путь, дающий вИдение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане? Вот этот самый Восьмеричный Благородный Путь, а именно: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничное действие, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума. Это и есть тот самый Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

10. При этом, друзья, презрение – зло, и высокомерие – зло. Ради их устранения существует Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

И что, друзья, это за Срединный Путь, дающий вИдение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане? Вот этот самый Восьмеричный Благородный Путь, а именно: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничное действие, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума. Это и есть тот самый Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

11. При этом, друзья, зависть – зло, и жадность – зло. Ради их устранения существует Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

И что, друзья, это за Срединный Путь, дающий вИдение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане? Вот этот самый Восьмеричный Благородный Путь, а именно: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничное действие, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума. Это и есть тот самый Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

12. При этом, друзья, лживость – зло, и лукавство – зло. Ради их устранения существует Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

И что, друзья, это за Срединный Путь, дающий вИдение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане? Вот этот самый Восьмеричный Благородный Путь, а именно: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничное действие, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума. Это и есть тот самый Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

13. При этом, друзья, упрямство – зло, и наглость – зло. Ради их устранения существует Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

И что, друзья, это за Срединный Путь, дающий вИдение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане? Вот этот самый Восьмеричный Благородный Путь, а именно: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничное действие, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума. Это и есть тот самый Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

14. При этом, друзья, самомнение – зло, и спесь – зло. Ради их устранения существует Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

И что, друзья, это за Срединный Путь, дающий вИдение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане? Вот этот самый Восьмеричный Благородный Путь, а именно: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничное действие, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума. Это и есть тот самый Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

15. При этом, друзья, тщеславие – зло, и небрежение – зло. Ради их устранения существует Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане.

И что, друзья, это за Срединный Путь, дающий вИдение, дающий мудрость, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане? Вот этот самый Восьмеричный Благородный Путь, а именно: гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничное действие, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума. Это и есть тот самый Срединный Путь, дающий вИдение, дающий знание, ведущий к покою, к непосредственному знанию, к пробуждению, к ниббане».

Так сказал Почтенный Сарипутта. Монахи были удовлетворены и обрадованы его словами.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.