Маджхима Никая 148
Чачакка Сутта
Шесть шестёрок

1. Так я услышал. Однажды Возвышенный пребывал близ Саваттхи, в саду Анатхапиндики, что в Джетаване. Там Возвышенный обратился к монахам так: «Монахи!»

«Да, Учитель!» – ответили они. Возвышенный сказал следующее:

2. «Монахи, я научу вас Дхамме, которая прекрасна в начале, прекрасна в середине и прекрасна в конце, гармонична и в духе и в букве. Я раскрою вам святую жизнь, которая всецело совершенна и чиста. Это учение о шести группах шестёрок. Слушайте внимательно то, что я буду говорить». «Да, Учитель», – ответили монахи. Возвышенный сказал следующее:

КРАТКИЙ ОБЗОР

3. «Нужно понять, что такое Шесть органов восприятия. Нужно понять, что такое Шесть типов воспринимаемых объектов. Нужно понять, что такое Шесть типов восприятия. Нужно понять, что такое Шесть типов контакта. Нужно понять, что такое Шесть типов переживания. Нужно понять, что такое Шесть типов страстного желания.

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ

4. (i) И что такое Шесть органов восприятия? Это глаз как орган восприятия, это ухо как орган восприятия, это нос как орган восприятия, это язык как орган восприятия, это тело как орган восприятия, это ум как орган восприятия. Это и есть шесть органов восприятия. Такова первая шестёрка.

5. (ii) И что такое Шесть типов воспринимаемых объектов? Это зримая форм как воспринимаемый объект, это звук как воспринимаемый объект, это запах как воспринимаемый объект, это вкус как воспринимаемый объект, это телесное ощущение как воспринимаемый объект, это умственное явление как воспринимаемый объект. Это и есть шесть типов воспринимаемых объектов. Такова вторая шестёрка.

6. (iii) И что такое Шесть типов восприятия? Если есть глаз и зримая форма, может возникнуть зрительное восприятие. Если есть ухо и звук, может возникнуть слуховое восприятие. Если есть нос и запах, может возникнуть обонятельное восприятие. Если есть язык и вкус, может возникнуть вкусовое восприятие. Если есть тело и телесное ощущение, может возникнуть телесное восприятие. Если есть ум и умственный объект, может возникнуть умственное восприятие. Это и есть шесть типов восприятия. Такова третья шестёрка.

7. (iv) И что такое Шесть типов контакта? Если есть глаз и форма, может возникнуть зрительное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть ухо и звук, может возникнуть слуховое восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть нос и запах, может возникнуть обонятельное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть язык и вкус, может возникнуть вкусовое восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть тело и телесное ощущение, может возникнуть телесное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть ум и умственный объект, может возникнуть умственное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Это и есть шесть типов контакта. Такова четвёртая шестёрка.

8. (v) И что такое Шесть типов переживания? Если есть глаз и форма, может возникнуть зрительное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть ухо и звук, может возникнуть слуховое восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть нос и запах, может возникнуть обонятельное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть язык и вкус, может возникнуть вкусовое восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть тело и телесное ощущение, может возникнуть телесное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть ум и умственный объект, может возникнуть умственное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Это и есть шесть типов переживания. Такова пятая шестёрка.

9. (vi) И что такое Шесть типов страстного желания? Если есть глаз и форма, может возникнуть зрительное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть переживание, может возникнуть страстное желание. Если есть ухо и звук, может возникнуть слуховое восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть переживание, может возникнуть страстное желание. Если есть нос и запах, может возникнуть обонятельное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть переживание, может возникнуть страстное желание. Если есть язык и вкус, может возникнуть вкусовое восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть переживание, может возникнуть страстное желание. Если есть тело и телесное ощущение, может возникнуть телесное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть переживание, может возникнуть страстное желание. Если есть ум и умственный объект, может возникнуть умственное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание. Если есть переживание, может возникнуть страстное желание. Это и есть шесть типов страстного желания. Такова шестая шестёрка.

ДЕМОНСТРАЦИЯ НЕ-ЛИЧНОСТНОСТИ

10. (i) Утверждение “Глаз ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение глаза. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение глаза, то если глаз это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Глаз ― это “я””― некорректно. Поэтому глаз ― это не “я”.

Утверждение “Зримая форма ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение зримой формы. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение зримой формы, то если зримая форма это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Зримая форма ― это “я””― некорректно. Поэтому зримая форма ― это не “я”.

Утверждение “Зрительное восприятие ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение зрительного восприятия. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение зрительного восприятия, то если зрительное восприятие это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “зрительное восприятие ― это “я”” ― некорректно. Поэтому глаз ― это не “я”, зримая форма ― это не “я” и зрительное восприятие ― это не “я”.

Утверждение “Зрительный контакт ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение зрительного контакта. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение зрительного контакта, то если зрительный контакт это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Зрительный контакт ― это “я””― некорректно. Поэтому глаз ― это не “я”, зримая форма ― это не “я”, зрительное восприятие ― это не “я” и зрительный контакт ― это не “я”.

Утверждение “Чувство ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение переживания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение переживания, то если переживание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Чувство ― это “я””― некорректно. Поэтому глаз ― это не “я”, зримая форма ― это не “я”, зрительное восприятие ― это не “я”, зрительный контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”.

Утверждение “Страстное желание ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение страстного желания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение страстного желания, то если страстное желание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Страстное желание ― это “я””― некорректно. Поэтому глаз ― это не “я”, зримая форма ― это не “я”, зрительное восприятие ― это не “я”, зрительный контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”, страстное желание ― это не “я”.

11. (ii) Утверждение “Ухо ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение уха. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение уха, то если ухо это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Ухо ― это “я””― некорректно. Поэтому ухо ― это не “я”.

Утверждение “Звук ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение звука. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение звука, то если звук это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Звуки ― это “я””― некорректно. Поэтому ухо ― это не “я” и звуки ― это не “я”.

Утверждение “Слуховое восприятие ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение слухового восприятия. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение слухового восприятия, то если слуховое восприятие это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Слуховое восприятие ― это “я””― некорректно. Поэтому ухо ― это не “я”, звуки ― это не “я” и слуховое восприятие ― это не “я”.

Утверждение “Слуховой контакт ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение слухового контакта. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение слухового контакта, то если слуховой контакт это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Слуховой контакт ― это “я””― некорректно. Поэтому ухо ― это не “я”, звуки ― это не “я”, слуховое восприятие ― это не “я” и слуховой контакт ― это не “я”.

Утверждение “Чувство ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение переживания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение переживания, то если переживание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Чувство ― это “я””― некорректно. Поэтому ухо ― это не “я”, звуки ― это не “я”, слуховое восприятие ― это не “я”, слуховой контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”.

Утверждение “Страстное желание ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение страстного желания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение страстного желания, то если страстное желание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Страстное желание ― это “я””― некорректно. Поэтому ухо ― это не “я”, звуки ― это не “я”, слуховое восприятие ― это не “я”, слуховой контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”, страстное желание ― это не “я”.

12. (iii) Утверждение “Нос ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение носа. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение носа, то если нос это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Нос ― это “я””― некорректно. Поэтому нос ― это не “я”.

Утверждение “Запах ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение запаха. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение запаха, то если запах это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Запахи ― это “я””― некорректно. Поэтому нос ― это не “я” и запахи ― это не “я”.

Утверждение “Обонятельное восприятие ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение обонятельного восприятия. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение обонятельного сознания, то если обонятельное восприятие это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Обонятельное восприятие ― это “я””― некорректно. Поэтому нос ― это не “я”, запахи ― это не “я” и обонятельное восприятие ― это не “я”.

Утверждение “Обонятельный контакт ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение обонятельного контакта. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение обонятельного контакта, то если обонятельный контакт это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Обонятельный контакт ― это “я””― некорректно. Поэтому нос ― это не “я”, запахи ― это не “я”, обонятельное восприятие ― это не “я” и обонятельный контакт ― это не “я”.

Утверждение “Чувство ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение переживания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение переживания, то если переживание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Чувство ― это “я””― некорректно. Поэтому нос ― это не “я”, запахи ― это не “я”, обонятельное восприятие ― это не “я”, обонятельный контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”.

Утверждение “Страстное желание ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение страстного желания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение страстного желания, то если страстное желание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Страстное желание ― это “я””― некорректно. Поэтому нос ― это не “я”, запахи ― это не “я”, обонятельное восприятие ― это не “я”, обонятельный контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”, страстное желание ― это не “я”.

13. (iv) Утверждение “Язык ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение языка. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение языка, то если язык это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Язык ― это “я””― некорректно. Поэтому язык ― это не “я”.

Утверждение “Вкус ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение вкуса. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение вкуса, то если вкус это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Вкусы ― это “я””― некорректно. Поэтому язык ― это не “я” и вкусы ― это не “я”.

Утверждение “Вкусовое восприятие ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение вкусового восприятия. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение вкусового восприятия, то если вкусовое восприятие это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Вкусовое восприятие ― это “я””― некорректно. Поэтому язык ― это не “я”, вкусы ― это не “я” и вкусовое восприятие ― это не “я”.

Утверждение “Вкусовой контакт ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение вкусового контакта. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение вкусового восприятия, то если вкусовое восприятие это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Вкусовой контакт ― это “я””― некорректно. Поэтому язык ― это не “я”, вкусы ― это не “я”, вкусовое восприятие ― это не “я” и вкусовой контакт ― это не “я”.

Утверждение “Чувство ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение переживания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение переживания, то если переживание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Чувство ― это “я””― некорректно. Поэтому язык ― это не “я”, вкусы ― это не “я”, вкусовое восприятие ― это не “я”, вкусовой контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”.

Утверждение “Страстное желание ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение страстного желания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение страстного желания, то если страстное желание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Страстное желание ― это “я””― некорректно. Поэтому язык ― это не “я”, вкусы ― это не “я”, вкусовое восприятие ― это не “я”, вкусовой контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”, страстное желание ― это не “я”.

14. (v) Утверждение “Тело ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение тела. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение тела, то если тело это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Тело ― это “я””― некорректно. Поэтому тело ― это не “я”.

Утверждение “Телесное ощущение ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение телесного ощущения. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение телесного ощущения, то если телесное ощущение это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Телесные ощущения ― это “я””― некорректно. Поэтому тело ― это не “я” и телесные ощущения ― это не “я”.

Утверждение “Телесное восприятие ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение телесного восприятия. Поскольку можно различить его возникновение и исчезновение это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Телесное восприятие ― это “я””― некорректно. Поэтому тело ― это не “я”, телесные ощущения ― это не “я” и телесное восприятие ― это не “я”.

Утверждение “Телесный контакт ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение телесного контакта. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение телесного контакта, то если телесный контакт это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Телесный контакт ― это “я””― некорректно. Поэтому тело ― это не “я”, телесные ощущения ― это не “я”, телесное восприятие ― это не “я” и телесный контакт ― это не “я”.

Утверждение “Чувство ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение переживания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение переживания, то если переживание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Чувство ― это “я””― некорректно. Поэтому тело ― это не “я”, телесные ощущения ― это не “я”, телесное восприятие ― это не “я”, телесный контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”.

Утверждение “Страстное желание ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение страстного желания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение страстного желания, то если страстное желание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Страстное желание ― это “я””― некорректно. Поэтому тело ― это не “я”, телесные ощущения ― это не “я”, телесное восприятие ― это не “я”, телесный контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”, страстное желание ― это не “я”.

15. (vi) Утверждение “Ум ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение ума. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение ума, то если ум это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Ум ― это “я””― некорректно. Поэтому ум ― это не “я”.

Утверждение “Умственное явление ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение умственного явления. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение умственного явления, то если умственное явление это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Умственные объекты ― это “я””― некорректно. Поэтому ум ― это не “я” и умственные объекты ― это не “я”.

Утверждение “Умственное восприятие ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение умственного восприятия. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение умственного восприятия, то если умственное восприятие это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Умственное восприятие ― это “я””― некорректно. Поэтому ум ― это не “я”, умственные объекты ― это не “я” и умственное восприятие ― это не “я”.

Утверждение “Умственный контакт ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение умственного контакта. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение умственного контакта, то если умственный контакт это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Умственный контакт ― это “я””― некорректно. Поэтому ум ― это не “я”, умственные объекты ― это не “я”, умственное восприятие ― это не “я” и умственный контакт ― это не “я”.

Утверждение “Чувство ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение переживания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение переживания, то если переживание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Чувство ― это “я””― некорректно. Поэтому ум ― это не “я”, умственные объекты ― это не “я”, умственное восприятие ― это не “я”, умственный контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”.

Утверждение “Страстное желание ― это “я”” ― некорректно. Ведь можно различить возникновение и исчезновение страстного желания. Поскольку можно различить возникновение и исчезновение страстного желания, то если страстное желание это “я”, то получается, что “я” возникает и исчезает. Вот почему утверждение “Страстное желание ― это “я””― некорректно. Поэтому ум ― это не “я”, умственные объекты ― это не “я”, умственное восприятие ― это не “я”, умственный контакт ― это не “я”, переживание ― это не “я”, страстное желание ― это не “я”.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛИЧНОСТНОСТИ

16. Теперь, монахи, вот как возникает личностный взгляд на мир.

(i) Человек относится к глазу так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к зримой форме так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к зрительному сознанию так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к зрительному контакту так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к чувству так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к страстному желанию так: “Это моё, это я, я таков”.

17. (ii) Человек относится к уху так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к звуку так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к слуховому сознанию так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к слуховому контакту так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к чувству так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к страстному желанию так: “Это моё, это я, я таков”.

18. (iii) Человек относится к носу так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к запаху так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к обонятельному сознанию так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к обонятельному контакту так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к чувству так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к страстному желанию так: “Это моё, это я, я таков”.

19. (iv) Человек относится к языку так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к вкусу так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к вкусовому сознанию так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к вкусовому контакту так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к чувству так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к страстному желанию так: “Это моё, это я, я таков”.

20. (v) Человек относится к телу так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к телесному ощущению так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к телесному сознанию так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к телесному контакту так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к чувству так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к страстному желанию так: “Это моё, это я, я таков”.

21. (vi) Человек относится к уму так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к умственному явлению так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к умственному сознанию так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к умственному контакту так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к чувству так: “Это моё, это я, я таков”. Человек относится к страстному желанию так: “Это моё, это я, я таков”.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ЛИЧНОСТНОСТИ

22. Теперь, монахи, вот как личностный взгляд на мир прекращается.

(i) Человек относится к глазу так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к зримой форме так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к зрительному сознанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к зрительному контакту так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к чувству так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к страстному желанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””.

23. (ii) Человек относится к уху так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к звуку так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к слуховому сознанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к слуховому контакту так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к чувству так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к страстному желанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””.

24. (iii) Человек относится к носу так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к запаху так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к обонятельному сознанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к обонятельному контакту так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к чувству так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к страстному желанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””.

25. (iv) Человек относится к языку так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к вкусу так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к вкусовому сознанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к вкусовому контакту так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к чувству так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к страстному желанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””.

26. (v) Человек относится к телу так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к телесному ощущению так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к телесному сознанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к телесному контакту так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к чувству так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к страстному желанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””.

27.(vi) Человек относится к уму так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к умственному явлению так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к умственному сознанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к умственному контакту так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к чувству так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””. Человек относится к страстному желанию так: “Это не моё, это не я, в этом нет “я””.

СКРЫТЫЕ СКЛОННОСТИ

28. (i) Если есть глаз и форма, может возникнуть зрительное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он наслаждается им, приветствует его, пытается удержать его, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он сожалеет, горюет и плачет, рыдает, бьёт себя в грудь, становится обезумевшим, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он не осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к неведению.

Монахи, не бывает так, чтобы кто-либо здесь и сейчас положил конец страданию, не отбросив скрытой склонности к влечению по отношению к приятному чувству, не уничтожив скрытой склонности к отторжению по отношению к болезненному чувству, не истребив скрытой склонности к неведению по отношению к нейтральному чувству, не оставив неведения и не пробудив истинного знания. Такое невозможно.

29. (ii) Если есть ухо и звук, может возникнуть слуховое восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он наслаждается им, приветствует его, пытается удержать его, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он сожалеет, горюет и плачет, рыдает, бьёт себя в грудь, становится обезумевшим, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он не осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к неведению.

Монахи, не бывает так, чтобы кто-либо здесь и сейчас положил конец страданию, не отбросив скрытой склонности к влечению по отношению к приятному чувству, не уничтожив скрытой склонности к отторжению по отношению к болезненному чувству, не истребив скрытой склонности к неведению по отношению к нейтральному чувству, не оставив неведения и не пробудив истинного знания. Такое невозможно.

30. (iii) Если есть нос и запах, может возникнуть обонятельное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он наслаждается им, приветствует его, пытается удержать его, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он сожалеет, горюет и плачет, рыдает, бьёт себя в грудь, становится обезумевшим, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он не осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к неведению.

Монахи, не бывает так, чтобы кто-либо здесь и сейчас положил конец страданию, не отбросив скрытой склонности к влечению по отношению к приятному чувству, не уничтожив скрытой склонности к отторжению по отношению к болезненному чувству, не истребив скрытой склонности к неведению по отношению к нейтральному чувству, не оставив неведения и не пробудив истинного знания. Такое невозможно.

31. (iv) Если есть язык и вкус, может возникнуть вкусовое восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он наслаждается им, приветствует его, пытается удержать его, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он сожалеет, горюет и плачет, рыдает, бьёт себя в грудь, становится обезумевшим, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он не осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к неведению.

Монахи, не бывает так, чтобы кто-либо здесь и сейчас положил конец страданию, не отбросив скрытой склонности к влечению по отношению к приятному чувству, не уничтожив скрытой склонности к отторжению по отношению к болезненному чувству, не истребив скрытой склонности к неведению по отношению к нейтральному чувству, не оставив неведения и не пробудив истинного знания. Такое невозможно.

32. (v) Если есть тело и телесное ощущение, может возникнуть телесное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он наслаждается им, приветствует его, пытается удержать его, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он сожалеет, горюет и плачет, рыдает, бьёт себя в грудь, становится обезумевшим, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он не осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к неведению.

Монахи, не бывает так, чтобы кто-либо здесь и сейчас положил конец страданию, не отбросив скрытой склонности к влечению по отношению к приятному чувству, не уничтожив скрытой склонности к отторжению по отношению к болезненному чувству, не истребив скрытой склонности к неведению по отношению к нейтральному чувству, не оставив неведения и не пробудив истинного знания. Такое невозможно.

33. (vi) Если есть ум и умственное явление, может возникнуть умственное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он наслаждается им, приветствует его, пытается удержать его, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он сожалеет, горюет и плачет, рыдает, бьёт себя в грудь, становится обезумевшим, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он не осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём есть скрытая склонность к неведению.

Монахи, не бывает так, чтобы кто-либо здесь и сейчас положил конец страданию, не отбросив скрытой склонности к влечению по отношению к приятному чувству, не уничтожив скрытой склонности к отторжению по отношению к болезненному чувству, не истребив скрытой склонности к неведению по отношению к нейтральному чувству, не оставив неведения и не пробудив истинного знания. Такое невозможно.

ПРЕКРАЩЕНИЕ СКРЫТЫХ СКЛОННОСТЕЙ

34. (i) Если есть глаз и зримая форма, может возникнуть зрительное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он не наслаждается им, не приветствует его, не пытается удержать его, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он не грустит, не горюет и не плачет, не рыдает, не бьёт себя в грудь, не становится обезумевшим, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к неведению.

Монахи, положить конец страданию здесь и сейчас может только тот, кто отбросил скрытую склонность к влечению по отношению к приятному чувству, уничтожил скрытую склонность к отторжению по отношению к болезненному чувству, истребил скрытую склонность к неведению по отношению к нейтральному чувству, оставил неведение и пробудил истинное знание. Именно так и происходит.

35. (ii) Если есть ухо и звук, может возникнуть слуховое восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он не наслаждается им, не приветствует его, не пытается удержать его, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он не грустит, не горюет и не плачет, не рыдает, не бьёт себя в грудь, не становится обезумевшим, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к неведению.

Монахи, положить конец страданию здесь и сейчас может только тот, кто отбросил скрытую склонность к влечению по отношению к приятному чувству, уничтожил скрытую склонность к отторжению по отношению к болезненному чувству, истребил скрытую склонность к неведению по отношению к нейтральному чувству, оставил неведение и пробудил истинное знание. Именно так и происходит.

36. (iii) Если есть нос и запах, может возникнуть обонятельное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он не наслаждается им, не приветствует его, не пытается удержать его, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он не грустит, не горюет и не плачет, не рыдает, не бьёт себя в грудь, не становится обезумевшим, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к неведению.

Монахи, положить конец страданию здесь и сейчас может только тот, кто отбросил скрытую склонность к влечению по отношению к приятному чувству, уничтожил скрытую склонность к отторжению по отношению к болезненному чувству, истребил скрытую склонность к неведению по отношению к нейтральному чувству, оставил неведение и пробудил истинное знание. Именно так и происходит.

37. (iv) Если есть язык и вкус, может возникнуть вкусовое восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он не наслаждается им, не приветствует его, не пытается удержать его, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он не грустит, не горюет и не плачет, не рыдает, не бьёт себя в грудь, не становится обезумевшим, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к неведению.

Монахи, положить конец страданию здесь и сейчас может только тот, кто отбросил скрытую склонность к влечению по отношению к приятному чувству, уничтожил скрытую склонность к отторжению по отношению к болезненному чувству, истребил скрытую склонность к неведению по отношению к нейтральному чувству, оставил неведение и пробудил истинное знание. Именно так и происходит.

38. (v) Если есть тело и телесное ощущение, может возникнуть телесное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он не наслаждается им, не приветствует его, не пытается удержать его, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он не грустит, не горюет и не плачет, не рыдает, не бьёт себя в грудь, не становится обезумевшим, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к неведению.

Монахи, положить конец страданию здесь и сейчас может только тот, кто отбросил скрытую склонность к влечению по отношению к приятному чувству, уничтожил скрытую склонность к отторжению по отношению к болезненному чувству, истребил скрытую склонность к неведению по отношению к нейтральному чувству, оставил неведение и пробудил истинное знание. Именно так и происходит.

39. (vi) Если есть ум и умственное явление, может возникнуть умственное восприятие. Сочетание этих трёх — это контакт. Если есть контакт, может возникнуть переживание ― приятное, болезненное или нейтральное. Когда человек затронут приятным переживанием, то если он не наслаждается им, не приветствует его, не пытается удержать его, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к влечению. Когда человек затронут болезненным переживанием, если он не грустит, не горюет и не плачет, не рыдает, не бьёт себя в грудь, не становится обезумевшим, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к отторжению. Когда человек затронут нейтральным переживанием, если он осознаёт с ясностью возникновение и исчезновение этого переживания, если он не понимает, что значит потворствовать ему, в чём его опасность, и в чём спасение от этой опасности, то это значит, что в нём нет скрытой склонности к неведению.

Монахи, положить конец страданию здесь и сейчас может только тот, кто отбросил скрытую склонность к влечению по отношению к приятному чувству, уничтожил скрытую склонность к отторжению по отношению к болезненному чувству, истребил скрытую склонность к неведению по отношению к нейтральному чувству, оставил неведение и пробудил истинное знание. Именно так и происходит.

ОСВОБОЖДЕНИЕ

40. Видя всё так, монахи, Благородный ученик освобождается от очарованности глазом, освобождается от очарованности формами, освобождается от очарованности зрительным восприятием, освобождается от очарованности зрительным контактом, освобождается от очарованности переживанием, освобождается от очарованности страстным желанием.

Он освобождается от очарованности ухом, освобождается от очарованности звуками, освобождается от очарованности слуховым восприятием, освобождается от очарованности слуховым контактом, освобождается от очарованности переживанием, освобождается от очарованности страстным желанием.

Он освобождается от очарованности носом, освобождается от очарованности запахами, освобождается от очарованности обонятельным восприятием, освобождается от очарованности обонятельным контактом, освобождается от очарованности переживанием, освобождается от очарованности страстным желанием.

Он освобождается от очарованности языком, освобождается от очарованности вкусами, освобождается от очарованности вкусовым восприятием, освобождается от очарованности вкусовым контактом, освобождается от очарованности переживанием, освобождается от очарованности страстным желанием.

Он освобождается от очарованности телом, освобождается от очарованности телесными ощущениями, освобождается от очарованности телесным восприятием, освобождается от очарованности телесным контактом, освобождается от очарованности переживанием, освобождается от очарованности страстным желанием.

Он освобождается от очарованности умом, освобождается от очарованности умственными объектами, освобождается от очарованности умственным восприятием, освобождается от очарованности умственным контактом, освобождается от очарованности переживанием, освобождается от очарованности страстным желанием.

41. Освободившись от очарованности, он становится бесстрастным. Через бесстрастие он достигает окончательного освобождения. Когда освобождение достигнуто, приходит знание: “Освобождение достигнуто”. Он понимает: “Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние вовлечённости”».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.