Маджхима Никая 147
Чуларахуловада Сутта
Малое наставление Рахуле

1. Так я услышал. Однажды Возвышенный пребывал близ Саваттхи, в саду Анатхапиндики, что в Джетаване.

2. И тогда, по мере того как Возвышенный пребывал уединённым в медитации, такое раздумье возникло у него в уме: «Состояния освобождённости ума достигли зрелости в Рахуле. Пожалуй, я поведу его дальше, к уничтожению помрачений».

И тогда, утром, Возвышенный оделся, взял чашу и верхнее одеяние и отправился в Саваттхи за подаяниями. Когда он вернулся со сбора подаяний, после принятия пищи он обратился к Почтенному Рахуле так: «Возьми подстилку для сидения, Рахула. Пойдём в Рощу Слепых, чтобы провести там остаток дня».

«Да, Почтенный», – ответил Почтенный Рахула и, взяв подстилку для сиденья, последовал за Возвышенным.

В то время многие тысячи божеств [также] последовали за Возвышенным, думая: «Сегодня Возвышенный приведёт Почтенного Рахулу дальше, к уничтожению помрачений». Затем Возвышенный вошёл в Рощу Слепых и сел под неким деревом на подготовленное сиденье. Почтенный Рахула поклонился Возвышенному и сел рядом. Тогда Возвышенный сказал ему:

3. «Как ты думаешь, Рахула, глаз является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, формы являются чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, зрительное сознание является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, зрительный контакт является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, что-либо, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности или сознания и возникает, имея в качестве причины зрительный контакт, является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

4. «Как ты думаешь, Рахула, ухо является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, звуки являются чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, слуховое сознание является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, слуховой контакт является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, что-либо, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности или сознания и возникает, имея в качестве причины слуховой контакт, является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

5. «Как ты думаешь, Рахула, нос является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, запахи являются чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, обонятельное сознание является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, обонятельный контакт является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, что-либо, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности или сознания и возникает, имея в качестве причины обонятельный контакт, является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

6. «Как ты думаешь, Рахула, язык является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, вкусы являются чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, вкусовое сознание является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, вкусовой контакт является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, что-либо, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности или сознания и возникает, имея в качестве причины вкусовой контакт, является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

7. «Как ты думаешь, Рахула, тело является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, телесные ощущения являются чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, телесное сознание является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, телесный контакт является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, что-либо, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности или сознания и возникает, имея в качестве причины телесный контакт, является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

8. «Как ты думаешь, Рахула, ум является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, умственные объекты являются чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, умственное сознание является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, умственный контакт является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

«Как ты думаешь, Рахула, что-либо, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности или сознания и возникает, имея в качестве причины умственный контакт, является чем-то постоянным или непостоянным?» – «Непостоянным, Учитель». – «А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?» – «Страданием, Учитель». – «А то, что является непостоянным, связанным со страданием, подверженным изменению, может ли считаться таковым: “Это моё, я таков, это моё “я””?» -«Нет, Учитель».

9. «Видя так, Рахула, хорошо обученный ученик Благородных избавляется от очарованности глазом, избавляется от очарованности формами, избавляется от очарованности зрительным сознанием, избавляется от очарованности зрительным контактом, избавляется от очарованности всем, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности, сознанием и возникает, имея в качестве причины зрительный контакт.

Он избавляется от очарованности ухом, избавляется от очарованности звуками, избавляется от очарованности слуховым сознанием, избавляется от очарованности слуховым контактом, избавляется от очарованности всем, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности, сознанием и возникает, имея в качестве причины слуховой контакт.

Он избавляется от очарованности носом, избавляется от очарованности запахами, избавляется от очарованности обонятельным сознанием, избавляется от очарованности обонятельным контактом, избавляется от очарованности всем, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности, сознанием и возникает, имея в качестве причины обонятельный контакт.

Он избавляется от очарованности языком, избавляется от очарованности вкусами, избавляется от очарованности вкусовым сознанием, избавляется от очарованности вкусовым контактом, избавляется от очарованности всем, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности, сознанием и возникает, имея в качестве причины вкусовой контакт.

Он избавляется от очарованности телом, избавляется от очарованности телесными ощущениями, избавляется от очарованности телесным сознанием, избавляется от очарованности телесным контактом, избавляется от очарованности всем, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности, сознанием и возникает, имея в качестве причины телесный контакт.

Он избавляется от очарованности умом, избавляется от очарованности умственными объектами, избавляется от очарованности умственным сознанием, избавляется от очарованности умственным контактом, избавляется от очарованности всем, что входит в совокупность переживания, восприятия, активности, сознанием и возникает, имея в качестве причины умственный контакт.

10. Избавившись от очарованности, он становится беспристрастным. Через беспристрастие [его ум] освобождается. Когда он освобождён, приходит знание: “Освобождение достигнуто”. Он понимает: “Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние вовлечённости”».

Так сказал Возвышенный. Воодушевлённый, Почтенный Рахула был доволен и восхитился словами Возвышенного. И во время этой лекции ум Почтенного Рахулы освободился от помрачений, перестав цепляться, а у многих тысяч божеств возникло незапятнанное, безупречное видение Дхаммы: «Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.