Маджхима Никая 143
Анатхапиндиковада Сутта
Наставление Анатхапиндике

1. Так я услышал. Однажды Возвышенный пребывал близ Саваттхи, в саду Анатхапиндики, что в Джетаване.

2. И тогда мирянин Анатхапиндика был нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. Он обратился к некоему человеку так: «Ну же, дорогой, отправляйся к Возвышенному, поклонись ему от моего имени, упав ему в ноги, и скажи: “Почтенный, мирянин Анатхапиндика нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. Он выражает почтение Возвышенному, припадая к его ногам”. Затем отправляйся к Почтенному Сарипутте, поклонись ему от моего имени, упав ему в ноги, и скажи: “Почтенный, мирянин Анатхапиндика нездоров, поражён болезнью, серьёзно болен. Он выражает почтение Почтенному Сарипутте, припадая к его ногам”. И затем добавь: “Почтенный, было бы хорошо, если бы Почтенный Сарипутта пришёл бы в дом мирянина Анатхапиндики из милосердия”».

«Да, господин», – ответил тот человек, отправился к Возвышенному и, выразив ему почтение, сел рядом и донёс своё послание. Затем он отправился к Почтенному Сарипутте и, выразив ему почтение, сел рядом и донёс своё послание, добавив: «Было бы хорошо, Почтенный, если бы Почтенный Сарипутта пришёл бы в дом мирянина Анатхапиндики из милосердия». Почтенный Сарипутта молча согласился.

3. И тогда Почтенный Сарипутта оделся, взял чашу и верхнее одеяние и отправился в дом мирянина Анатхапиндики вместе с Почтенным Анандой в качестве помощника. Придя туда, он сел на подготовленное сиденье и сказал мирянину Анатхапиндике: «Я надеюсь, ты поправляешься, мирянин, я надеюсь, тебе становится лучше. Я надеюсь, твои болезненные ощущения спадают, а не возрастают, и что можно увидеть их спад, а не увеличение».

[Мирянин Анатхапиндика ответил:]

4. «Почтенный Сарипутта, я не поправляюсь, мне не становится лучше. Сильные болезненные ощущения возрастают во мне, а не спадают, и можно увидеть их увеличение, а не спад. Подобно тому, как если бы сильный человек раскроил бы мою голову острым мечом, – вот какие жестокие ветры прорезают мою голову. Я не поправляюсь, мне не становится лучше. Подобно тому, как если бы сильный человек стянул бы прочным кожаным ободом мою голову, – вот какие жестокие боли у меня в голове. Я не поправляюсь, мне не становится лучше. Подобно тому, как если бы умелый мясник или его ученик вскрыл бы брюхо быка острым мясницким ножом, – вот какие жестокие ветры прорезают мой живот. Я не поправляюсь, мне не становится лучше. Как если бы два сильных человека схватили бы слабого за обе руки и поджаривали бы его над ямой с горячими углями – вот какое жестокое жжение в моём теле. Я не поправляюсь, Почтенный, мне не становится лучше. Сильные болезненные ощущения возрастают во мне, а не спадают, и можно увидеть их увеличение, а не спад».

[На это Почтенный Сарипутта сказал:]

5. «Тогда, мирянин, вот как тебе следует тренироваться: “Я отпускаю глаз, и моё сознание не будет зависеть от глаза”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю ухо, и моё сознание не будет зависеть от уха”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю нос, и моё сознание не будет зависеть от носа”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю язык, и моё сознание не будет зависеть от языка”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю тело, и моё сознание не будет зависеть от тела”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю ум, и моё сознание не будет зависеть от ума”. Вот как тебе следует тренироваться.

6. Мирянин, вот как тебе следует тренироваться: “Я отпускаю видимую форму, и моё сознание не будет зависеть от видимой формы”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю звук, и моё сознание не будет зависеть от звука”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю запах, и моё сознание не будет зависеть от запаха”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю вкус, и моё сознание не будет зависеть от вкуса”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю телесное ощущение, и моё сознание не будет зависеть от телесного ощущения”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю умственный объект, и моё сознание не будет зависеть от умственного объекта”. Вот как тебе следует тренироваться.

7. Мирянин, вот как тебе следует тренироваться: “Я отпускаю зрительное сознание, и моё сознание не будет зависеть от зрительного сознания”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю слуховое сознание, и моё сознание не будет зависеть от слухового сознания”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю обонятельное сознание, и моё сознание не будет зависеть от обонятельного сознания”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю вкусовое сознание, и моё сознание не будет зависеть от вкусового сознания”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю телесное сознание, и моё сознание не будет зависеть от телесного сознания”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю умственное сознание, и моё сознание не будет зависеть от умственного сознания”. Вот как тебе следует тренироваться.

8. Мирянин, вот как тебе следует тренироваться: “Я отпускаю зрительный контакт, и моё сознание не будет зависеть от зрительного контакта”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю слуховой контакт, и моё сознание не будет зависеть от слухового контакта”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю обонятельный контакт, и моё сознание не будет зависеть от обонятельного контакта”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю вкусовой контакт, и моё сознание не будет зависеть от вкусового контакта”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю телесный контакт, и моё сознание не будет зависеть от телесного контакта”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю умственный контакт, и моё сознание не будет зависеть от умственного контакта”. Вот как тебе следует тренироваться.

9. Мирянин, вот как тебе следует тренироваться: “Я отпускаю переживание, рождённое зрительным контактом, и моё сознание не будет зависеть от переживания, рождённого зрительным контактом”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю переживание, рождённое слуховым контактом, и моё сознание не будет зависеть от переживания, рождённого слуховым контактом”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю переживание, рождённое обонятельным контактом, и моё сознание не будет зависеть от переживания, рождённого обонятельным контактом”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю переживание, рождённое вкусовым контактом, и моё сознание не будет зависеть от переживания, рождённого вкусовым контактом”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю переживание, рождённое телесным контактом, и моё сознание не будет зависеть от переживания, рождённого телесным контактом”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю переживание, рождённое умственным контактом, и моё сознание не будет зависеть от переживания, рождённого умственным контактом”. Вот как тебе следует тренироваться.

10. Мирянин, вот как тебе следует тренироваться: “Я отпускаю элемент земли, и моё сознание не будет зависеть от элемента земли”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю элемент воды, и моё сознание не будет зависеть от элемента воды”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю элемент огня, и моё сознание не будет зависеть от элемента огня”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю элемент воздуха, и моё сознание не будет зависеть от элемента воздуха”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю элемент пространства, и моё сознание не будет зависеть от элемента пространства”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю элемент сознания, и моё сознание не будет зависеть от элемента сознания”. Вот как тебе следует тренироваться.

11. Мирянин, вот как тебе следует тренироваться: “Я отпускаю материальную форму, и моё сознание не будет зависеть от материальной формы”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю переживание, и моё сознание не будет зависеть от переживания”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю восприятие, и моё сознание не будет зависеть от восприятия”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю активность, и моё сознание не будет зависеть от активности”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю сознание, и моё сознание не будет зависеть от сознания”. Вот как тебе следует тренироваться.

12. Мирянин, вот как тебе следует тренироваться: “Я отпускаю сферу безграничного пространства, и моё сознание не будет зависеть от сферы безграничного пространства”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю сферу безграничного сознания, и моё сознание не будет зависеть от сферы безграничного сознания”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю сферу отсутствия всего, и моё сознание не будет зависеть от сферы отсутствия всего”. Вот как тебе следует тренироваться.

Тебе следует тренироваться так: “Я отпускаю сферу ни-восприятия-ни-невосприятия, и моё сознание не будет зависеть от сферы ни-восприятия-ни-невосприятия”. Вот как тебе следует тренироваться.

13. Мирянин, вот как тебе следует тренироваться: “Я отпускаю этот мир, и моё сознание не будет зависеть от этого мира. Я отпускаю иной мир, и моё сознание не будет зависеть от иного мира”. Вот как тебе следует тренироваться.

14. Мирянин, вот как тебе следует тренироваться: “Я отпускаю всё видимое, слышимое, ощущаемое, познаваемое, встречаемое, искомое, исследуемое умом, и моё сознание не будет зависеть от чего бы то ни было видимого, слышимого, ощущаемого, познаваемого, встречаемого, искомого, исследуемого умом». Вот как тебе следует тренироваться».

15. После этих слов мирянин Анатхапиндика разрыдался. Тогда Почтенный Ананда спросил его: «Мирянин, ты впал в отчаяние? Ты тонешь в эмоциях?»

[Мирянин Анатхапиндика ответил:]

«Я не впал в отчаяние, Почтенный Ананда, я не тону в эмоциях. Но, хотя я долгое время служил Учителю и монахам, достойным почитания, я прежде никогда не слышал этого учения».

[Почтенный Сарипутта сказал:]

«Мирянин, это учение не предназначено для мирян, одетых в белое . Это учение предназначено тем, кто идёт дальше».

[На это мирянин Анатхапиндика сказал:]

«В таком случае, Почтенный Сарипутта, пожалуйста, преподавайте это учение и мирянам, одетым в белое. Есть миряне, у которых мало пыли в глазах и которые много потеряют, не услышав это учение. Среди них есть те, кто поймёт эту Дхамму».

16. И тогда, дав мирянину Анатхапиндике это наставление, Почтенный Сарипутта и Почтенный Ананда встали со своих сидений и ушли. И вскоре после того, как они ушли, мирянин Анатхапиндика скончался и переродился в небесном мире Тусита.

17. И затем, когда наступила глубокая ночь, Анатхапиндика, будучи теперь молодым божеством, обладающим поразительной красотой, подошёл к Возвышенному, освещая собой всю Рощу Джеты. Поклонившись Возвышенному, он встал рядом и обратился к Возвышенному с такими строфами:

«Блаженна эта Роща Джеты,
Святую братию приняв.
Царь Дхаммы обитает здесь,
Меня вне всякой меры осчастливив.

Действие, знание и Дхамма,
И нравственность, и Благородный Путь –
Вот чем себя очистят смертные,
А не богатством или родословной.

И потому мудрец, кто видит,
Что истинно ведёт его ко благу, должен
Исследовать ту Дхамму Будды
И тем себя очистить.

О, Сарипутта досягнул вершин –
Он безмятежен, благ и мудр;
И даже тот монах, что превзошёл пределы,
Лишь равным может быть ему».

18. Так сказал молодой небожитель Анатхапиндика. Учитель одобрил. И тогда молодой небожитель Анатхапиндика, подумав: «Учитель согласен со мной», поклонился Возвышенному и, обойдя его с правой стороны, тут же исчез.

19. И когда минула ночь, Возвышенный обратился к монахам так: «Монахи, прошлой ночью, когда было уже очень поздно, некое молодое божество подошло ко мне и в моём присутствии произнесло эти строфы:

«Блаженна эта Роща Джеты,
Святую братию приняв.
Царь Дхаммы обитает здесь,
Меня вне всякой меры осчастливив.

Действие, знание и Дхамма,
И нравственность, и Благородный Путь –
Вот чем себя очистят смертные,
А не богатством или родословной.

И потому мудрец, кто видит,
Что истинно ведёт его ко благу, должен
Исследовать ту Дхамму Будды
И тем себя очистить.

О, Сарипутта досягнул вершин –
Он безмятежен, благ и мудр;
И даже тот монах, что превзошёл пределы,
Лишь равным может быть ему».

Так сказало то молодое божество. И затем то молодое божество, подумав: «Учитель согласен со мной», поклонилось мне и, обойдя меня с правой стороны, тут же исчезло».

20. После этих слов Почтенный Ананда сказал Возвышенному: «Почтенный, вне сомнений, тем молодым божеством, должно быть, был Анатхапиндика. Ведь мирянин Анатхапиндика обладал совершенным доверием к Почтенному Сарипутте».

«Хорошо, хорошо, Ананда! Ты сделал правильный вывод. Этим молодым божеством был именно Анатхапиндика и не кто-либо иной».

Так сказал Возвышенный. Почтенный Ананда был доволен и восхитился словами Возвышенного.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.