Маджхима Никая 141
Саччавибханга Сутта
Разъяснение об истинах

1. Так я услышал. Однажды Возвышенный пребывал близ Баранаси , в Оленьем Парке в Исипатане. Там Возвышенный обратился к монахам так: «Монахи!»

«Да, Учитель!» – ответили они. Возвышенный сказал следующее:

2. «Монахи, в Баранаси, в Оленьем Парке в Исипатане, Татхагата, совершенный и полностью просветлённый, привёл в движение несравненное Колесо Дхаммы, которое не может быть остановлено каким бы то ни было духовным странником, брамином, божеством, Марой, Брахмой или кем-либо ещё в мире, а именно: провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение Четырёх Благородных Истин. Что это за Истины?

3. Провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение Благородной Истины о страдании.

Провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение Благородной Истины об источнике страдания.

Провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение Благородной Истины о прекращении страдания.

Провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение Благородной Истины о пути, ведущем к прекращению страдания.

4. Монахи, в Баранаси, в Оленьем Парке в Исипатане, Татхагата, совершенный и полностью просветлённый, привёл в движение несравненное Колесо Дхаммы, которое не может быть остановлено каким бы то ни было духовным странником, брамином, божеством, Марой, Брахмой или кем-либо ещё в мире, а именно: провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение этих Четырёх Благородных Истин.

5. Храните дружбу с Сарипуттой и Моггалланой, монахи. Общайтесь с Сарипуттой и Моггалланой. Они мудры, полезны своим товарищам по святой жизни. Сарипутта подобен матери. Моггаллана подобен няньке. Сарипутта обучает других для достижения плода вступления в поток, а Моггаллана – для [достижения] высочайшей цели. Сарипутта, монахи, способен провозгласить, обучить, описать, утвердить, раскрыть, разъяснить, изложить Четыре Благородные Истины».

6. Так сказал Возвышенный. И, сказав так, Высочайший поднялся со своего сиденья и ушёл в свою хижину.

7. И вскоре после того, как Возвышенный ушёл, Почтенный Сарипутта обратился к монахам так: «Друзья монахи!»

«Друг!» – ответили монахи Почтенному Сарипутте. Почтенный Сарипутта сказал следующее:

8. «Друзья, в Баранаси, в Оленьем Парке в Исипатане, Татхагата, совершенный и полностью просветлённый, привёл в движение несравненное Колесо Дхаммы, которое не может быть остановлено каким бы то ни было духовным странником, брамином, божеством, Марой, Брахмой или кем-либо ещё в мире, а именно: провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение Четырёх Благородных Истин. Что это за Истины?

9. Провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение Благородной Истины о страдании.

Провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение Благородной Истины об источнике страдания.

Провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение Благородной Истины о прекращении страдания.

Провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение Благородной Истины о пути, ведущем к прекращению страдания.

10. И что такое, друзья, Благородная Истина о страдании? Рождение является страданием; старение является страданием; болезни являются страданием; смерть является страданием; печаль, стенание, боль, горе и отчаяние являются страданием; неполучение желаемого является страданием. Одним словом, пять совокупностей, искажённых цеплянием, являются страданием.

11. И что такое рождение, друзья? Рождение существ в различных классах существ, их приход к рождению, нисхождение, начинание, проявление совокупностей, обретение сфер контакта – это называется рождением.

12. И что такое старение, друзья? Старение существ, принадлежащих к различным классам существ, их старость, разбитость зубов, седина волос, морщинистость кожи, упадок жизни, ослабевание способностей – это называется старением.

13. И что такое смерть, друзья? Уход существ из различных классов существ, их умирание, распад, исчезновение, кончина, истечение срока [жизни], распад совокупностей, оставление тела – это называется смертью.

14. И что такое печаль, друзья? Печаль, скорбь, грусть, внутренняя печаль, внутреннее огорчение того, кто повстречал неудачу или кто охвачен тем или иным болезненным состоянием, – это называется печалью.

15. И что такое стенание, друзья? Рыдание и стенание, оплакивание и причитание, плач и горевание того, кто повстречал неудачу или кто охвачен тем или иным болезненным состоянием, – это называется стенанием.

16. И что такое боль, друзья? Телесная боль, телесный дискомфорт, болезненное, неприятное переживание, рождённое телесным контактом, – это называется болью.

17. И что такое уныние, друзья? Умственная боль, умственный дискомфорт, болезненное, неприятное переживание, рождённое умственным контактом, – это называется унынием.

18. И что такое отчаяние, друзья? Беда и отчаяние, бедствие и безысходность у того, кто повстречал неудачу или кто охвачен некоторым болезненным состоянием, – это называется отчаянием.

19. И что означают, друзья, слова – “неполучение желаемого является страданием”? Существам, подверженным рождению, приходит желание: “О, если бы мы не были подвержены рождению! О, если бы рождения не случалось с нами!” Но это не достигается желанием, а неполучение желаемого является страданием.

Существам, подверженным старению, приходит желание: “О, если бы мы не были подвержены старению! О, если бы старения не случалось с нами!” Но это не достигается желанием, а неполучение желаемого является страданием.

Существам, подверженным болезни, приходит желание: “О, если бы мы не были подвержены болезни! О, если бы болезни не случалось с нами!” Но это не достигается желанием, а неполучение желаемого является страданием.

Существам, подверженным смерти, приходит желание: “О, если бы мы не были подвержены смерти! О, если бы смерти не случалось с нами!” Но это не достигается желанием, а неполучение желаемого является страданием.

Существам, подверженным печали, стенанию, боли, унынию и отчаянию, приходит желание: “О, если бы мы не были подвержены печали, стенанию, боли, унынию и отчаянию! О, если бы печали, стенания, боли, уныния и отчаяния не случалось с нами!” Но это не достигается желанием, а неполучение желаемого является страданием.

20. И что такое, друзья, пять совокупностей, искажённых цеплянием, которые, одним словом, являются страданием? Это совокупность материальной формы, искажённая страданием; совокупность переживания, искажённая страданием; совокупность восприятия, искажённая страданием; совокупность активности, искажённая страданием; совокупность сознания, искажённая страданием. Таковы пять совокупностей, искажённых цеплянием, которые, одним словом, являются страданием.

Это называется Благородной Истиной о страдании.

21. И что такое, друзья, Благородная Истина об источнике страдания? Это страстное желание, которое приводит к новому существованию, сопровождаемое наслаждением и страстью, наслаждением в том и в этом. Это страстное желание чувственных удовольствий, страстное желание существования, страстное желание несуществования.

Это называется Благородной Истиной об источнике страдания.

22. И что такое, друзья, Благородная Истина о прекращении страдания? Это безостаточное угасание и прекращение этого самого страстного желания, его оставление, отбрасывание, отпускание, избавление от него.

Это называется Благородной Истиной о прекращении страдания.

23. И что такое, друзья, Благородная Истина о пути, ведущем к прекращению страдания? Это только лишь следующий Благородный Восьмеричный Путь:

  • Гармоничные Воззрения,
  • Гармоничное Намерение,
  • Гармоничное Общение,
  • Гармоничное Действие,
  • Гармоничный Образ жизни,
  • Гармоничное Усилие,
  • Гармоничная Осознанность,
  • Гармоничная Собранность Ума.

24. И что такое, друзья, гармоничные воззрения? Знание страдания, знание источника страдания, знание прекращения страдания, знание пути, ведущего к прекращению страдания. Это называется гармоничными воззрениями.

25. И что такое, друзья, гармоничное намерение? Устремление к отречению, устремление к не-недоброжелательности, устремление к не-жестокости. Это называется гармоничным намерением.

26. И что такое, друзья, гармоничное общение? Воздержание от лжи, воздержание от злонамеренной речи, воздержание от грубой речи, воздержание от пустой болтовни. Это называется гармоничным общением.

27. И что такое, друзья, гармоничное действие? Воздержание от убийства живых существ, воздержание от взятия того, что не дано, воздержание от неблагого поведения в чувственных удовольствиях. Это называется гармоничным действием.

28. И что такое, друзья, гармоничный образ жизни? Вот ученик Благородных, отбросив негармоничный образ жизни, обеспечивает себе жизнь правильными способами. Это называется гармоничным образом жизни.

29. И что такое, друзья, гармоничное усилие? Вот монах прилагает старание ради невозникновения невозникших неблаготворных состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается. Он прилагает старание ради прекращения возникших неблаготворных состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается. Он прилагает старание ради возникновения невозникших благотворных состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается. Он прилагает старание ради поддержания возникших благотворных состояний, их неугасания, увеличения, разрастания, осуществления посредством развития. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

30. И что такое, друзья, гармоничная осознанность? Вот монах пребывает в созерцании тела как тела, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность и печаль по миру. Он пребывает в созерцании чувств как чувств, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность и печаль по миру. Он пребывает в созерцании ума как ума, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность и печаль по миру. Он пребывает в созерцании умственных объектов как умственных объектов, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность и печаль по миру. Это называется гармоничной осознанностью.

31. И что такое, друзья, гармоничная собранность ума?

Будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от нездоровых состояний ума, монах входит в первую джхану и пребывает в ней, которая сопровождается думанием об объекте медитации и удержанием внимания на нём, а также радостью и довольством, которые возникли из-за этой отстранённости.

С угасанием думания об объекте медитации и удержания внимания на нём монах входит во вторую джхану и пребывает в ней, в которой наличествуют внутренняя уверенность и единение ума, отсутствуют думание и удержание, но есть радость и довольство, которые возникли посредством собранности ума.

С угасанием радости некий монах пребывает спокойным, осознанным, бдительным и ощущает довольство в теле. Он входит в третью джхану и пребывает в ней, о которой Благородные говорят так: “Он спокоен, осознан, пребывает в удовольствии”.

С оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, некий монах входит в четвёртую джхану и пребывает в ней, которая ни-приятна-ни-болезненна, характерна чистейшей осознанностью, достигаемой благодаря спокойствию.

Это называется гармоничной собранностью ума.

Вот что называется Благородной Истиной о пути, ведущем к прекращению страданий.

32. Друзья, в Баранаси, в Оленьем Парке в Исипатане, Татхагата, совершенный и полностью просветлённый, привёл в движение несравненное Колесо Дхаммы, которое не может быть остановлено каким бы то ни было духовным странником, брамином, божеством, Марой, Брахмой или кем-либо ещё в мире, а именно: провозглашение, обучение, описание, утверждение, раскрытие, разъяснение, изложение этих Четырёх Благородных Истин».

Так сказал Почтенный Сарипутта. Монахи были довольны и восхитились словами Почтенного Сарипутты.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.