Маджхима Никая 137
Салаятанавибханга Сутта
Разъяснение о шестеричной основе

1. Так я услышал. Однажды Возвышенный пребывал близ Саваттхи, в саду Анатхапиндики, что в Джетаване. Там он обратился к монахам: «Монахи!»

«Да, Учитель», – ответили они. Возвышенный сказал следующее:

2. «Монахи, я дам вам разъяснение о шестеричной основе. Слушайте внимательно то, что я буду говорить».

«Да, Учитель», – ответили монахи. Возвышенный сказал:

3. «Нужно понять, что такое шесть внутренних сфер. Нужно понять, что такое шесть внешних сфер. Нужно понять, что такое шесть классов сознания. Нужно понять, что такое шесть классов контакта. Нужно понять, что такое восемнадцать видов умственного исследования. Нужно понять, что такое тридцать шесть позиций существ. Таким образом полагаясь на одно, отбросьте другое. Есть три основы осознанности, которые взращивает Благородный и взращивание которых позволяет Благородному наставлять группу. Среди учителей, обучающих практике, именно он зовётся несравненным предводителем смиренных. Таково краткое изложение шестеричной основы.

4. “Нужно понять, что такое шесть внутренних сфер”, – так было сказано. В отношении чего так было сказано? Есть:

  • сфера глаза,
  • сфера уха,
  • сфера носа,
  • сфера языка,
  • сфера тела,
  • сфера ума.

В отношении этого и было сказано: “Нужно понять, что такое шесть внутренних сфер”.

5. “Нужно понять, что такое шесть внешних сфер”, – так было сказано. В отношении чего так было сказано? Есть:

  • сфера форм,
  • сфера звуков,
  • сфера запахов,
  • сфера вкусов,
  • сфера телесных ощущений,
  • сфера умственных объектов.

В отношении этого и было сказано: “Нужно понять, что такое шесть внешних сфер”.

6. “Нужно понять, что такое шесть классов сознания”, – так было сказано. В отношении чего так было сказано? Есть:

  • зрительное сознание,
  • слуховое сознание,
  • обонятельное сознание,
  • вкусовое сознание,
  • телесное сознание,
  • умственное сознание.

В отношении этого и было сказано: “Нужно понять, что такое шесть классов сознания”.

7. “Нужно понять, что такое шесть классов контакта”, – так было сказано. В отношении чего так было сказано? Существует:

  • зрительный контакт,
  • слуховой контакт,
  • обонятельный контакт,
  • вкусовой контакт,
  • телесный контакт,
  • умственный контакт.

В отношении этого и было сказано: “Нужно понять, что такое шесть классов контакта”.

8. “Нужно понять, что такое восемнадцать видов умственного исследования”, – так было сказано. В отношении чего так было сказано?

  • Видя форму глазом, человек исследует форму, влекущую за собой радость, он исследует форму, влекущую за собой печаль, он исследует форму, влекущую за собой спокойствие.
  • Слыша ухом звук, человек исследует звук, влекущий за собой радость, он исследует звук, влекущий за собой печаль, он исследует звук, влекущий за собой спокойствие.
  • Обоняя носом запах, человек исследует запах, влекущий за собой радость, он исследует запах, влекущий за собой печаль, он исследует запах, влекущий за собой спокойствие.
  • Чувствуя языком вкус, человек исследует вкус, влекущий за собой радость, он исследует вкус, влекущий за собой печаль, он исследует вкус, влекущий за собой спокойствие.
  • Чувствуя телесное ощущение, человек исследует телесное ощущение, влекущее за собой радость, он исследует телесное ощущение, влекущее за собой печаль, он исследует телесное ощущение, влекущее за собой спокойствие.
  • Воспринимая умом умственный объект, человек исследует умственный объект, порождающий радость, он исследует умственный объект, влекущий за собой печаль, он исследует умственный объект, влекущий за собой спокойствие.

Таким образом, есть шесть видов исследования с радостью, шесть видов исследования с печалью, шесть видов исследования со спокойствием. В отношении этого и было сказано: “Нужно понять, что такое восемнадцать видов умственного исследования”.

9. “Нужно понять, что такое тридцать шесть позиций существ”, – так было сказано. В отношении чего так было сказано?

  • Есть шесть видов радости, основанных на мирской жизни, и шесть видов радости, основанных на отречении.
  • Есть шесть видов печали, основанных на мирской жизни, и шесть видов печали, основанных на отречении.
  • Есть шесть видов спокойствия, основанной на мирской жизни, и шесть видов спокойствия, основанной на отречении.

10. И что такое шесть видов радости, основанных на мирской жизни?

  • Когда человек расценивает как обретение получение познаваемых глазом форм, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и суетны, или же когда он вспоминает то, что прежде обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на мирской жизни.
  • Когда человек расценивает как обретение получение познаваемых ухом звуков, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и суетны, или же когда он вспоминает то, что прежде обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на мирской жизни.
  • Когда человек расценивает как обретение получение познаваемых носом запахов, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и суетны, или же когда он вспоминает то, что прежде обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на мирской жизни.
  • Когда человек расценивает как обретение получение познаваемых языком вкусов, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и суетны, или же когда он вспоминает то, что прежде обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на мирской жизни.
  • Когда человек расценивает как обретение получение познаваемых телом телесных ощущений, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и суетны, или же когда он вспоминает то, что прежде обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на мирской жизни.
  • Когда человек расценивает как обретение получение познаваемых умом умственных объектов, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и суетны, или же когда он вспоминает то, что прежде обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на мирской жизни.

Таковы шесть видов радости, основанных на мирской жизни.

11. И что такое шесть видов радости, основанных на отречении?

  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение форм, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что формы, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение звуков, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что звуки, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение запахов, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что запахи, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение вкусов, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что вкусы, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение телесных ощущений, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что телесные ощущения, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение умственных объектов, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что умственные объекты, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает радость. Такая радость называется радостью, основанной на отречении.

Таковы шесть видов радости, основанных на отречении.

12. И что такое шесть видов печали, основанных на мирской жизни?

  • Когда человек расценивает как потерю неполучение познаваемых глазом форм, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и связаны с миром, или же когда он вспоминает то, чего прежде не обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает печаль. Такая печаль называется печалью, основанной на мирской жизни.
  • Когда человек расценивает как потерю неполучение познаваемых ухом звуков, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и связаны с миром, или же когда он вспоминает то, чего прежде не обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает печаль. Такая печаль называется печалью, основанной на мирской жизни.
  • Когда человек расценивает как потерю неполучение познаваемых носом запахов, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и связаны с миром, или же когда он вспоминает то, чего прежде не обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает печаль. Такая печаль называется печалью, основанной на мирской жизни.
  • Когда человек расценивает как потерю неполучение познаваемых языком вкусов, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и связаны с миром, или же когда он вспоминает то, чего прежде не обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает печаль. Такая печаль называется печалью, основанной на мирской жизни.
  • Когда человек расценивает как потерю неполучение познаваемых телом телесных ощущений, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и связаны с миром, или же когда он вспоминает то, чего прежде не обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает печаль. Такая печаль называется печалью, основанной на мирской жизни.
  • Когда человек расценивает как потерю неполучение познаваемых умом умственных объектов, которые желанны, притягательны, приятны, доставляют удовольствие и связаны с миром, или же когда он вспоминает то, чего прежде не обрёл, но что уже исчезло, прекратилось и изменилось, то в нём возникает печаль. Такая печаль называется печалью, основанной на мирской жизни.

Таковы шесть видов печали, основанных на мирской жизни.

13. И что такое шесть видов печали, основанных на отречении?

  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение форм, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что формы, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то он порождает сильное желание к высочайшим освобождениям: “Когда же я войду и буду пребывать в этой сфере, в которую ныне входят и в которой пребывают Благородные?” В том, кто порождает такое сильное желание к высочайшим освобождениям, возникает печаль, обусловленная этим сильным желанием. Такая печаль называется печалью, основанной на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение звуков, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что звуки, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то он порождает сильное желание к высочайшим освобождениям: “Когда же я войду и буду пребывать в этой сфере, в которую ныне входят и в которой пребывают Благородные?” В том, кто порождает такое сильное желание к высочайшим освобождениям, возникает печаль, обусловленная этим сильным желанием. Такая печаль называется печалью, основанной на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение запахов, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что запахи, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то он порождает сильное желание к высочайшим освобождениям: “Когда же я войду и буду пребывать в этой сфере, в которую ныне входят и в которой пребывают Благородные?” В том, кто порождает такое сильное желание к высочайшим освобождениям, возникает печаль, обусловленная этим сильным желанием. Такая печаль называется печалью, основанной на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение вкусов, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что вкусы, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то он порождает сильное желание к высочайшим освобождениям: “Когда же я войду и буду пребывать в этой сфере, в которую ныне входят и в которой пребывают Благородные?” В том, кто порождает такое сильное желание к высочайшим освобождениям, возникает печаль, обусловленная этим сильным желанием. Такая печаль называется печалью, основанной на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение телесных ощущений, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что телесные ощущения, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то он порождает сильное желание к высочайшим освобождениям: “Когда же я войду и буду пребывать в этой сфере, в которую ныне входят и в которой пребывают Благородные?” В том, кто порождает такое сильное желание к высочайшим освобождениям, возникает печаль, обусловленная этим сильным желанием. Такая печаль называется печалью, основанной на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение умственных объектов, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что умственные объекты, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то он порождает сильное желание к высочайшим освобождениям: “Когда же я войду и буду пребывать в этой сфере, в которую ныне входят и в которой пребывают Благородные?” В том, кто порождает такое сильное желание к высочайшим освобождениям, возникает печаль, обусловленная этим сильным желанием. Такая печаль называется печалью, основанной на отречении.

Таковы шесть видов печали, основанных на отречении.

14. И что такое шесть видов спокойствия, основанной на мирской жизни?

  • Когда глупый, охваченный страстью обычный необученный человек, не преодолевший своих ограничений и результатов собственных действий, не видящий опасности, видит глазом форму, в нём возникает равнодушие. Это равнодушие таково, что в нём человек не превосходит форму; вот почему оно называется спокойствием, основанным на мирской жизни.
  • Когда глупый, охваченный страстью обычный необученный человек, не преодолевший своих ограничений и результатов собственных действий, не видящий опасности, слышит ухом звук, в нём возникает равнодушие. Это равнодушие таково, что в нём человек не превосходит звук; вот почему оно называется спокойствием, основанным на мирской жизни.
  • Когда глупый, охваченный страстью обычный необученный человек, не преодолевший своих ограничений и результатов собственных действий, не видящий опасности, обоняет носом запах, в нём возникает равнодушие. Это равнодушие таково, что в нём человек не превосходит запах; вот почему оно называется спокойствием, основанным на мирской жизни.
  • Когда глупый, охваченный страстью обычный необученный человек, не преодолевший своих ограничений и результатов собственных действий, не видящий опасности, чувствует языком вкус, в нём возникает равнодушие. Это равнодушие таково, что в нём человек не превосходит вкус; вот почему оно называется спокойствием, основанным на мирской жизни.
  • Когда глупый, охваченный страстью обычный необученный человек, не преодолевший своих ограничений и результатов собственных действий, не видящий опасности, ощущает телом телесное ощущение, в нём возникает равнодушие. Это равнодушие таково, что в нём человек не превосходит телесное ощущение; вот почему оно называется спокойствием, основанным на мирской жизни.
  • Когда глупый, охваченный страстью обычный необученный человек, не преодолевший своих ограничений и результатов собственных действий, не видящий опасности, воспринимает умом умственный объект, в нём возникает равнодушие. Это равнодушие таково, что в нём человек не превосходит умственный объект; вот почему оно называется спокойствием, основанным на мирской жизни.

Таковы шесть видов спокойствия, основанной на мирской жизни.

15. И что такое шесть видов спокойствия, основанной на отречении?

  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение форм, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что формы, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает спокойствие. Это спокойствие таково, что в нём человек превосходит форму. Вот почему оно называется спокойствием, основанным на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение звуков, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что звуки, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает спокойствие. Это спокойствие таково, что в нём человек превосходит звук. Вот почему оно называется спокойствием, основанным на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение запахов, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что запахи, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает спокойствие. Это спокойствие таково, что в нём человек превосходит запах. Вот почему оно называется спокойствием, основанным на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение вкусов, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что вкусы, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает спокойствие. Это спокойствие таково, что в нём человек превосходит вкус. Вот почему оно называется спокойствием, основанным на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение телесных ощущений, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что телесные ощущения, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает спокойствие. Это спокойствие таково, что в нём человек превосходит телесное ощущение. Вот почему оно называется спокойствием, основанным на отречении.
  • Когда, зная непостоянство, изменение, угасание и прекращение умственных объектов, человек видит с правильной мудростью, как оно есть, что умственные объекты, как прежде, так и сейчас, непостоянны, сопровождаемы страданием, подвержены изменениям, то в нём возникает спокойствие. Это спокойствие таково, что в нём человек превосходит умственный объект. Вот почему оно называется спокойствием, основанным на отречении.

Таковы шесть видов спокойствия, основанной на отречении.

В отношении этого и было сказано: “Нужно понять, что такое тридцать шесть позиций существ”.

16. “Таким образом полагаясь на одно, отбросьте другое”, – так было сказано. В отношении чего так было сказано?

Вот, монахи,

  • полагаясь и опираясь на шесть видов радости, основанных на отречении, отпустите и преодолейте шесть видов радости, основанных на мирской жизни. Именно так они отпускаются. Именно так они преодолеваются.
  • Полагаясь и опираясь на шесть видов печали, основанных на отречении, отпустите и преодолейте шесть видов печали, основанных на мирской жизни. Именно так они отпускаются. Именно так они преодолеваются.
  • Полагаясь и опираясь на шесть видов спокойствия, основанной на отречении, отпустите и преодолейте шесть видов спокойствия, основанной на мирской жизни. Именно так они отпускаются. Именно так они преодолеваются.
  • Полагаясь и опираясь на шесть видов радости, основанных на отречении, отпустите и преодолейте шесть видов печали, основанных на отречении. Именно так они отпускаются. Именно так они преодолеваются.
  • Полагаясь и опираясь на шесть видов спокойствия, основанного на отречении, отпустите и преодолейте шесть видов радости, основанных на отречении. Именно так они отпускаются. Именно так они преодолеваются.

17. Есть, монахи, спокойствие множественное, основанное на множественности. Есть спокойствие единое, основанное на единстве.

18. И что такое, монахи, спокойствие множественное, основанное на множественности? Существует спокойствие в отношении форм, звуков, запахов, вкусов, телесных ощущений. Это, монахи, называется спокойствием множественным, основанным на множественности.

19. И что такое, монахи, спокойствие единое, основанное на единстве? Существует спокойствие сферы безграничного пространства, сферы безграничного сознания, сферы отсутствия всего, сферы ни-восприятия-ни-невосприятия. Это, монахи, называется спокойствием единым, основанным на единстве.

20. И вот, монахи,

  • полагаясь и опираясь на спокойствие единое, основанное на единстве, отпустите и преодолейте спокойствие множественное, основанное на множественности. Именно так оно отпускается. Именно так оно преодолевается.
  • Полагаясь и опираясь на не-отождествление, отбросьте и преодолейте спокойствие единое, основанное на единении. Именно так она отбрасывается. Именно так она преодолевается.

В отношении этого и было сказано: “Таким образом, полагаясь на одно, отбросьте другое”.

21. “Есть три основы осознанности, которые взращивает Благородный и взращивание которых позволяет Благородному наставлять группу”, – так было сказано. В отношении чего так было сказано?

22. Вот, монахи, сострадательный и ищущий для них блага, Учитель обучает Дхамме своих учеников из милосердия: “Это ради вашего благополучия, это ради вашего счастья”. Его ученики не желают слушать, или склонять ухо, или направлять свои умы на понимание. Они отклоняются и отворачиваются от Учения Учителя. Этим Татхагата не удовлетворён и не ощущает удовлетворения. Но всё же при этом его ум не меняет своего состояния, оставаясь осознанным и бдительным. Это, монахи, называется первой основой осознанности, которую взращивает Благородный и взращивание которой позволяет Благородному наставлять группу.

23. Далее, монахи, сострадательный и ищущий для них блага, Учитель обучает Дхамме своих учеников из милосердия: “Это ради вашего благополучия, это ради вашего счастья”. Некоторые из его учеников не слушают, и не склоняют ухо, и не направляют умы на понимание. Они отклоняются и отворачиваются от Учения Учителя. [Но] некоторые ученики слушают, склоняют ухо и направляют умы на понимание. Они не отклоняются и не отворачиваются от Учения Учителя. Этим Татхагата не удовлетворён и не ощущает удовлетворения, но он и не неудовлетворён и не ощущает неудовлетворения. Будучи свободным от удовлетворения и неудовлетворения, его ум не меняет своего состояния, оставаясь осознанным и бдительным. Это, монахи, называется второй основой осознанности, которую взращивает Благородный и взращивание которой позволяет Благородному наставлять группу.

24. Далее, монахи, сострадательный и ищущий для них блага, Учитель обучает Дхамме своих учеников из милосердия: “Это ради вашего благополучия, это ради вашего счастья”. Его ученики слушают, склоняют ухо и направляют умы на понимание. Они не отклоняются и не отворачиваются от Учения Учителя. Этим Татхагата удовлетворён и ощущает удовлетворение. Но всё же при этом его ум не меняет своего состояния, оставаясь осознанным и бдительным. Это, монахи, называется третьей основой осознанности, которую взращивает Благородный и взращивание которой позволяет Благородному наставлять группу.

В отношении этого и было сказано: “Есть три основы осознанности, которые взращивает Благородный и взращивание которых позволяет Благородному наставлять группу”.

25. “Среди учителей, обучающих практике, именно он зовётся несравненным предводителем тех, кто смиряет себя”, – так было сказано. В отношении чего так было сказано?

Направляемый укротителем слонов, монахи, усмиряемый слон идёт в нужном направлении – будь то восток, запад, север или юг. Направляемый укротителем коней, монахи, усмиряемый конь идёт в нужном направлении – будь то восток, запад, север или юг. Направляемый укротителем буйволов, монахи, усмиряемый буйвол идёт в нужном направлении – будь то восток, запад, север или юг.

26. Монахи, будучи направляемым Татхагатой, совершенным и полностью просветлённым, усмиряемый человек проходит восемь стадий, а именно:

  1. Обладая материальной формой, он видит формы – такова первая стадия.
  2. Не воспринимая формы внутренне, он видит формы внешне – такова вторая стадия.
  3. Он воспринимает только прекрасное – такова третья стадия.
  4. Полностью миновав восприятия форм, с угасанием восприятий, вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятие множественности, воспринимая: “пространство безгранично”, он входит в сферу безграничного пространства и пребывает в ней – такова четвёртая стадия.
  5. Полностью миновав сферу безграничного пространства, воспринимая: “сознание безгранично”, он входит в сферу безграничного сознания и пребывает в ней – такова пятая стадия.
  6. Полностью миновав сферу безграничного сознания, воспринимая: “здесь ничего нет”, он входит в сферу отсутствия всего и пребывает в ней – такова шестая стадия.
  7. Полностью миновав сферу отсутствия всего, он входит в сферу ни-восприятия-ни-невосприятия и пребывает в ней – такова седьмая стадия.
  8. Полностью миновав сферу ни-восприятия-ни-невосприятия, он входит в прекращение восприятия и переживаниевания и пребывает в нём – такова восьмая стадия.

Монахи, будучи направляемым Татхагатой, совершенным и полностью просветлённым, смиряемый человек эти восемь стадий.

27. В отношении этого и было сказано: “Среди учителей, обучающих практике, именно он зовётся несравненным предводителем смиренных”».

Так сказал Возвышенный. Монахи были довольны и восхитились словами Возвышенного.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.