Маджхима Никая 134
Ломасакангийябхаддекаратта Сутта
Ломасакангия и счастливое приложение [внимания]

1. Так я услышал. Однажды Возвышенный пребывал близ Саваттхи, в саду Анатхапиндики, что в Джетаване. И в то время Почтенный Ломасакангия проживал в стране Сакьев, в Капилаваттху, в Парке Нигродхи.

2. И затем, глубокой ночью, молодое божество Чандана, обладающее поразительной красотой, освещая весь Парк Нигродхи, подошло к Почтенному Ломасакангии. Стоя рядом, молодое божество Чандана обратилось к нему:

«Монах, помнишь ли ты краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”?»

«Друг, я не помню учение “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”. Но, друг, [ты сам] помнишь ли краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”?»

«Монах, я тоже не помню краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”. Но, монах, помнишь ли ты стих [под названием] “Счастливое приложение [внимания]”?»

«Друг, я не помню стих [под названием] “Счастливое приложение [внимания]”. Но, друг, [ты сам] помнишь ли стих [под названием] “Счастливое приложение [внимания]”?»

«Монах, я помню стих [под названием] “Счастливое приложение [внимания]”».

«Но, друг, как именно ты помнишь стих [под названием] “Счастливое приложение [внимания]”?»

«Монах, однажды Возвышенный пребывал среди божеств [мира] Тридцати Трёх на Красном Мраморном Камне у подножья дерева Париччхаттаки. Там Возвышенный продекламировал краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]” божествам [мира] Тридцати Трёх:

3. “Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас –
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он – мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания”.

4. Монах, вот как я помню стих [под названием] “Счастливое приложение [внимания]”. Монах, выучи краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”. Монах, освой краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”. Монах, запомни краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”. Монах, краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]” полезно, оно относится к основам святой жизни».

Так сказало молодое божество Чандана и тут же исчезло.

5. И когда ночь подошла к концу, Почтенный Ломасакангия привёл в порядок своё жилище, взял свою чашу и верхнее одеяние и отправился в Саваттхи. Спустя некоторое время он прибыл в Саваттхи и отправился к Возвышенному, в Рощу Джеты, что в Парке Анатхапиндики. Поклонившись Возвышенному, он сел рядом и рассказал ему обо всём, что произошло, добавив: «Было бы хорошо, если бы Возвышенный научил меня краткому и подробному изложению учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”».

6. «Монах, знакомо ли тебе это молодое божество?»

«Нет, Учитель».

«Монах, имя этого молодого божества – Чандана. Оно внимает Дхамме, уделяет ей внимание, направляет на неё весь свой ум, слушает её, охотно склоняя к ней ухо. Поэтому, монах, слушай внимательно то, что я буду говорить».

«Да, Учитель», – ответил Почтенный Ломасакангия Возвышенному. Возвышенный сказал следующее:

7. «Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас –
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он – мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания.

8. И каким образом, монахи, человек оживляет прошлое? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то материальная форма в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то переживание в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то восприятие в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то активность [ума] в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то сознание в прошлом”. Вот как он оживляет прошлое.

9. И каким образом, монахи, человек не оживляет прошлое? Вот некий человек не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то материальная форма в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то переживание в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то восприятие в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то активность [ума] в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то сознание в прошлом”. Вот как он не оживляет прошлое.

10. И каким образом, монахи, человек строит ожидания на будущем? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то материальная форма в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то переживание в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то восприятие в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то активность [ума] в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то сознание в будущем”. Вот как он строит ожидания на будущем.

11. И каким образом, монахи, человек не строит ожиданий на будущем? Вот некий человек не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то материальная форма в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то переживание в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то восприятие в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то активность [ума] в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то сознание в будущем”. Вот как он не строит ожидания на будущем.

12. И каким образом, монахи, человек оказывается побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний? Вот, монахи, необученный заурядный человек — не уважающий Благородных, не обученный их Дхамме и не практикующий её; не уважающий чистых [умом] людей, не обученный их Дхамме и не практикующий её — считает, что

  • материальная форма – это “я”, или что
  • “я” владеет материальной формой, или что
  • материальная форма находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в материальной форме.

Он считает, что

  • переживание – это “я”, или что
  • “я” владеет переживанием, или что
  • переживание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в чувстве.

Он считает, что

  • восприятие – это “я”, или что
  • “я” владеет восприятием, или что
  • восприятие находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в восприятии.

Он считает, что

  • активность – это “я”, или что
  • “я” владеет активностью, или что
  • активность находятся внутри “я”, или что
  • “я” находится в активности.

Он считает, что

  • сознание – это “я”, или что
  • “я” владеет сознанием, или что
  • сознание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в сознании.

Вот как он оказывается побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний.

13. И каким образом, монахи, человек оказывается не побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний? Вот, монахи, хорошо обученный ученик Благородных – уважающий Благородных, обученный их Дхамме и практикующий её; уважающий чистых [умом] людей, обученный их Дхамме и практикующий её – не считает, что

  • материальная форма – это “я”, или что
  • “я” владеет материальной формой, или что
  • материальная форма находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в материальной форме.

Он не считает, что

  • переживание – это “я”, или что
  • “я” владеет переживанием, или что
  • переживание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в чувстве.

Он не считает, что

  • восприятие – это “я”, или что
  • “я” владеет восприятием, или что
  • восприятие находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в восприятии.

Он не считает, что

  • активность – это “я”, или что
  • “я” владеет активностью, или что
  • активность находятся внутри “я”, или что
  • “я” находится в активности.

Он не считает, что

  • сознание – это “я”, или что
  • “я” владеет сознанием, или что
  • сознание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в сознании.

Вот как он оказывается не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

14. Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас –
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он – мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания».

Так сказал Возвышенный. Почтенный Ломасакангия был доволен и восхитился словами Возвышенного.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.