Маджхима Никая 133
Махакаччанабхаддекаратта Сутта
Маха Каччана и счастливое приложение [внимания]

1. Так я услышал. Однажды Возвышенный пребывал близ Раджагахи, в Парке Горячих Источников. И тогда, перед самым рассветом, Почтенный Самиддхи отправился к горячим источникам, чтобы омыть тело. После того как он помылся, он вышел из воды и стоял в одном одеянии, высушивая тело. И глубокой ночью некое божество, обладающее поразительной красотой, освещая все горячие источники, подошло к Почтенному Самиддхи. Стоя рядом, божество обратилось к нему:

2. «Монах, помнишь ли ты беседу “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]” , которая была дана вкратце и с подробными разъяснениями?»

«Друг, я не помню беседу “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”. Но, друг, [ты сам] помнишь ли беседу “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”, которая была дана вкратце и с подробными разъяснениями?»

«Монах, я тоже не помню беседу “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”, которая была дана вкратце и с подробными разъяснениями. Но, монах, помнишь ли ты стих [под названием] “Счастливое приложение [внимания]”?»

«Друг, я не помню стих [под названием] “Счастливое приложение [внимания]”. Но, друг, [ты сам] помнишь ли стих [под названием] “Счастливое приложение [внимания]”?»

«Монах, я тоже не помню стих [под названием] “Счастливое приложение [внимания]”. Но, монах, выучи беседу “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”. Монах, освой беседу “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”, которая была дана вкратце и с подробными разъяснениями. Монах, запомни беседу “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”, которая была дана вкратце и с подробными разъяснениями. Монах, беседа “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]” полезна, она относится к основам святой жизни».

Так сказало то божество и тут же исчезло на том самом месте.

3. И когда ночь подошла к концу, Почтенный Самиддхи отправился к Возвышенному. Поклонившись ему, он сел рядом и рассказал Возвышенному обо всём, что произошло, добавив: «Было бы хорошо, Учитель, если бы Возвышенный научил бы меня беседе “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”, вкратце и с подробными разъяснениями.

4. «Тогда, монах, слушай внимательно то, что я буду говорить».

«Да, Учитель», – ответил Почтенный Самиддхи. Возвышенный сказал следующее:

5. «Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас –
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он – мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания».

6. Так сказал Возвышенный. Сказав так, Высочайший поднялся со своего сиденья и ушёл в свою хижину.

7. И вскоре после того, как Возвышенный ушёл, монахи подумали: «Итак, друзья, Возвышенный поднялся со своего сиденья и ушёл в свою хижину, после того как дал краткое изложение, не дав подробного объяснения значения. Кто сможет объяснить его подробно?» Затем они подумали: «Учитель восхваляет Почтенного Маха Каччану, а его мудрые товарищи по святой жизни уважают его. Он может подробно объяснить значение. Что, если мы отправимся к нему и попросим его дать нам подробное разъяснение?»

8. И тогда монахи отправились к Почтенному Маха Каччане и обменялись с ним вежливыми приветствиями, после чего сели рядом и рассказали ему обо всём случившемся, добавив: «Почтенный Маха Каччана, мы просим тебя дать нам подробные разъяснения».

9. [Тот ответил:]

«Друзья, это как если бы человеку понадобилась ядровая древесина и он бы думал, что её надо искать среди ветвей и листьев великого дерева, обильного ядровой древесиной, минуя его корни и ствол. Так и вы, достопочтенные, раз вы думаете, что за разъяснением нужно обратиться ко мне, пройдя мимо Возвышенного, хотя вы сидели с ним лицом к лицу. Ведь, зная, Возвышенный знает; видя, он видит; он сам – видение, он сам – знание, он сам – Дхамма, он – святой; это он – разъяснитель, глашатай, толкователь значения, даритель Бессмертного, господин Дхаммы, Татхагата. В тот момент вам следовало попросить самого Возвышенного о разъяснениях. То, как он объяснил бы это, так вам и нужно было бы запомнить».

10. [Монахи сказали:]

«Вне сомнений, друг Каччана, зная, Возвышенный знает, видя, он видит; он сам – видение, он сам – знание, он сам – Дхамма, он – святой; это он – разъяснитель, глашатай, толкователь значения, даритель Бессмертного, господин Дхаммы, Татхагата.

В тот момент нам следовало попросить самого Возвышенного о разъяснениях, и то, как он объяснил бы это, так нам и нужно было бы запомнить. Но всё же Учитель восхваляет Почтенного Маха Каччану и его мудрые товарищи по святой жизни уважают его. Почтенный Маха Каччана сможет подробно разъяснить значение того изложения, которое вкратце было дано Возвышенным, без подробного разъяснения. Пусть Почтенный Маха Каччана не увидит в этом беспокойства и даст разъяснение».

11. «В таком случае, друзья, слушайте внимательно то, что я скажу».

«Да, друг», – ответили монахи. Почтенный Маха Каччана сказал следующее:

12. «Друзья, итак, Возвышенный поднялся со своего сиденья и ушёл в свою хижину, дав перед этим краткое изложение, а именно:

“Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас –
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он – мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания”.

Но он не дал подробного разъяснения. И вот как я понимаю значение сказанного им.

13. Каким образом, друзья, человек оживляет прошлое?

Когда человек думает так: “Мой глаз был таким-то в прошлом и [видимые] формы были такими-то”, – его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, то он оживляет прошлое.

Когда человек думает так: “Моё ухо было таким-то в прошлом и звуки были такими-то”, – его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, то он оживляет прошлое.

Когда человек думает так: “Мой нос был таким-то в прошлом и запахи были такими-то”, – его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, то он оживляет прошлое.

Когда человек думает так: “Мой язык был таким-то в прошлом и вкусы были такими-то”, – его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, то он оживляет прошлое.

Когда человек думает так: “Моё тело было таким-то в прошлом и телесные ощущения были такими-то”, – его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, то он оживляет прошлое.

Когда человек думает так: “Мой ум был таким-то в прошлом и умственные объекты были такими-то”, – его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание оказывается связанным желанием и влечением к этому, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, то он оживляет прошлое.

Вот как человек оживляет прошлое.

14. И каким образом, друзья, человек не оживляет прошлое?

Когда человек не думает так: “Мой глаз был таким-то в прошлом и [видимые] формы были такими-то”, – его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому, он не наслаждается этим. Не наслаждаясь этим, он не оживляет прошлое.

Когда человек не думает так: “Моё ухо было таким-то в прошлом и звуки были такими-то”, – его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому, он не наслаждается этим. Не наслаждаясь этим, он не оживляет прошлое.

Когда человек не думает так: “Мой нос был таким-то в прошлом и запахи были такими-то”, – его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому, он не наслаждается этим. Не наслаждаясь этим, он не оживляет прошлое.

Когда человек не думает так: “Мой язык был таким-то в прошлом и вкусы были такими-то”, – его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому, он не наслаждается этим. Не наслаждаясь этим, он не оживляет прошлое.

Когда человек не думает так: “Моё тело было таким-то в прошлом и телесные ощущения были такими-то”, – его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому, он не наслаждается этим. Не наслаждаясь этим, он не оживляет прошлое.

Когда человек не думает так: “Мой ум был таким-то в прошлом и умственные объекты были такими-то”, – его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому. Поскольку его сознание не оказывается связанным желанием и влечением к этому, он не наслаждается этим. Не наслаждаясь этим, он не оживляет прошлое.

Вот как человек не оживляет прошлое.

15. И каким образом, друзья, человек строит ожидания на будущее?

Вот человек настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть мой глаз будет таким-то в будущем и пусть [видимые] формы будут такими-то!” Поскольку он настраивает своё сердце так, то он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он строит ожидания на будущее.

Вот человек настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть моё ухо будет таким-то в будущем и пусть звуки будут такими-то!” Поскольку он настраивает своё сердце так, то он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он строит ожидания на будущее.

Вот человек настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть мой нос будет таким-то в будущем и пусть запахи будут такими-то!” Поскольку он настраивает своё сердце так, то он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он строит ожидания на будущее.

Вот человек настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть мой язык будет таким-то в будущем и пусть вкусы будут такими-то!” Поскольку он настраивает своё сердце так, то он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он строит ожидания на будущее.

Вот человек настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть моё тело будет таким-то в будущем и пусть телесные ощущения будут такими-то!” Поскольку он настраивает своё сердце так, то он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он строит ожидания на будущее.

Вот человек настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть мой ум будет таким-то в будущем и пусть умственные объекты будут такими-то!” Поскольку он настраивает своё сердце так, то он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он строит ожидания на будущее.

Вот как человек строит ожидания на будущее.

16. И каким образом, друзья, человек не строит ожиданий на будущее?

Вот человек не настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть мой глаз будет таким-то в будущем и пусть [видимые] формы будут такими-то!” Поскольку он не настраивает своё сердце так, то он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не строит ожидания на будущее.

Вот человек не настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть моё ухо будет таким-то в будущем и пусть звуки будут такими-то!” Поскольку он не настраивает своё сердце так, то он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не строит ожидания на будущее.

Вот человек не настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть мой нос будет таким-то в будущем и пусть запахи будут такими-то!” Поскольку он не настраивает своё сердце так, то он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не строит ожидания на будущее.

Вот человек не настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть мой язык будет таким-то в будущем и пусть вкусы будут такими-то!” Поскольку он не настраивает своё сердце так, то он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не строит ожидания на будущее.

Вот человек не настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть моё тело будет таким-то в будущем и пусть телесные ощущения будут такими-то!” Поскольку он не настраивает своё сердце так, то он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не строит ожидания на будущее.

Вот человек не настраивает своё сердце на обретение того, что ещё не обретено, думая: “Пусть мой ум будет таким-то в будущем и пусть умственные объекты будут такими-то!” Поскольку он не настраивает своё сердце так, то он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не строит ожидания на будущее.

Вот как человек не строит ожидания на будущее.

17. И каким образом человек оказывается побеждён в отношении возникших в данный момент состояний?

Вот его сознание оказывается связанным желанием и влечением по отношению к глазу и формам, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание связано желанием и влечением, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот его сознание оказывается связанным желанием и влечением по отношению к уху и звукам, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание связано желанием и влечением, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот его сознание оказывается связанным желанием и влечением по отношению к носу и запахам, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание связано желанием и влечением, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот его сознание оказывается связанным желанием и влечением по отношению к языку и вкусам, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание связано желанием и влечением, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот его сознание оказывается связанным желанием и влечением по отношению к телу и телесным ощущениям, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание связано желанием и влечением, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот его сознание оказывается связанным желанием и влечением по отношению к уму и умственным объектам, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание связано желанием и влечением, он наслаждается этим. Когда он наслаждается этим, он побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот как человек оказывается побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

18. И каким образом человек оказывается не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний?

Вот его сознание не оказывается связанным желанием и влечением по отношению к глазу и формам, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание не связано желанием и влечением, он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот его сознание не оказывается связанным желанием и влечением по отношению к уху и звукам, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание не связано желанием и влечением, он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот его сознание не оказывается связанным желанием и влечением по отношению к носу и запахам, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание не связано желанием и влечением, он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот его сознание не оказывается связанным желанием и влечением по отношению к языку и вкусам, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание не связано желанием и влечением, он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот его сознание не оказывается связанным желанием и влечением по отношению к телу и телесным ощущениям, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание не связано желанием и влечением, он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот его сознание не оказывается связанным желанием и влечением по отношению к уму и умственным объектам, возникшим в данный момент. Поскольку его сознание не связано желанием и влечением, он не наслаждается этим. Когда он не наслаждается этим, он не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

Вот как человек оказывается не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

19. Друзья, итак, когда Возвышенный поднялся со своего сиденья и ушёл в свою хижину, дав перед этим краткое изложение, а именно:

“Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас –
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он – мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания”,

– то вот как я понимаю подробное значение этого изложения. Теперь, друзья, если хотите, отправляйтесь к Возвышенному и попросите его самого дать вам подробные разъяснения. Как Возвышенный объяснит, так вам и следует это запомнить».

20. И тогда монахи, довольные и обрадованные словами Почтенного Маха Каччаны, встали со своих сидений и отправились к Возвышенному. Поклонившись ему, они сели рядом и рассказали Возвышенному обо всём, что произошло, добавив: «И тогда, Учитель, мы отправились к Почтенному Маха Каччане и попросили его дать нам подробные разъяснения. Почтенный Маха Каччана объяснил значение в таких-то словах, терминах и фразах».

21. [Возвышенный ответил:]

«Маха Каччана мудр, монахи, Маха Каччана наделён великой мудростью. Если бы вы попросили меня дать вам подробные разъяснения, то я бы объяснил точно так же, как это объяснил Маха Каччана. Таково значение этого, и именно так вам следует запомнить это».

Так сказал Возвышенный. Монахи были довольны и восхитились словами Возвышенного.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.