Маджхима Никая 132
Анандабхаддекаратта Сутта
Ананда и счастливое приложение [внимания]

1. Так я услышал. Однажды Возвышенный пребывал близ Саваттхи, в саду Анатхапиндики, что в Джетаване.

2. И в то время Почтенный Ананда наставлял, воодушевлял, призывал и вдохновлял монахов беседой по Дхамме в зале для собраний. Он декламировал краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”.

И тогда, вечером, Возвышенный вышел из медитации и отправился в зал для собраний. Он сел на подготовленное сиденье и спросил монахов:

«Монахи, кто наставлял, воодушевлял, призывал и вдохновлял вас беседой по Дхамме в этом зале для собраний? Кто декламировал краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”?»

«Учитель, это был Почтенный Ананда», – [ответили монахи].

Тогда Возвышенный спросил Почтенного Ананду: «Как именно ты наставлял, воодушевлял, призывал и вдохновлял монахов беседой по Дхамме в этом зале для собраний и декламировал краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”?»

3. [Почтенный Ананда ответил:]

«Учитель, я делал это так:

“Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас –
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он – мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания.

4. И каким образом, монахи, человек оживляет прошлое? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то материальная форма в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то переживание в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то восприятие в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то активность [ума] в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то сознание в прошлом”. Вот как он оживляет прошлое.

5. И каким образом, монахи, человек не оживляет прошлое? Вот некий человек не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то материальная форма в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то переживание в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то восприятие в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то активность [ума] в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то сознание в прошлом”. Вот как он не оживляет прошлое.

6. И каким образом, монахи, человек строит ожидания на будущем? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то материальная форма в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то переживание в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то восприятие в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то активность [ума] в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то сознание в будущем”. Вот как он строит ожидания на будущем.

7. И каким образом, монахи, человек не строит ожиданий на будущем? Вот некий человек не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то материальная форма в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то переживание в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то восприятие в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то активность [ума] в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то сознание в будущем”. Вот как он не строит ожидания на будущем.

8. И каким образом, монахи, человек оказывается побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний? Вот, монахи, необученный заурядный человек — не уважающий Благородных, не обученный их Дхамме и не практикующий её; не уважающий чистых [умом] людей, не обученный их Дхамме и не практикующий её — считает, считает, что

  • материальная форма – это “я”, или что
  • “я” владеет материальной формой, или что
  • материальная форма находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в материальной форме.

Он считает, что

  • переживание – это “я”, или что
  • “я” владеет переживанием, или что
  • переживание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в чувстве.

Он считает, что

  • восприятие – это “я”, или что
  • “я” владеет восприятием, или что
  • восприятие находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в восприятии.

Он считает, что

  • активность – это “я”, или что
  • “я” владеет активностью, или что
  • активность находятся внутри “я”, или что
  • “я” находится в активности.

Он считает, что

  • сознание – это “я”, или что
  • “я” владеет сознанием, или что
  • сознание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в сознании.

Вот как он оказывается побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний.

9. И каким образом, монахи, человек оказывается не побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний? Вот, монахи, хорошо обученный ученик Благородных – уважающий Благородных, обученный их Дхамме и практикующий её; уважающий чистых [умом] людей, обученный их Дхамме и практикующий её – не считает, что

  • материальная форма – это “я”, или что
  • “я” владеет материальной формой, или что
  • материальная форма находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в материальной форме.

Он не считает, что

  • переживание – это “я”, или что
  • “я” владеет переживанием, или что
  • переживание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в чувстве.

Он не считает, что

  • восприятие – это “я”, или что
  • “я” владеет восприятием, или что
  • восприятие находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в восприятии.

Он не считает, что

  • активность – это “я”, или что
  • “я” владеет активностью, или что
  • активность находятся внутри “я”, или что
  • “я” находится в активности.

Он не считает, что

  • сознание – это “я”, или что
  • “я” владеет сознанием, или что
  • сознание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в сознании.

Вот как он оказывается не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

10. Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас –
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он – мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания».

11. Вот как я наставлял, воодушевлял, призывал и вдохновлял монахов беседой по Дхамме в этом зале для собраний и декламировал краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”».

[Тогда Возвышенный сказал:]

«Хорошо, хорошо, Ананда! Хорошо, что ты так наставлял, воодушевлял, призывал и вдохновлял монахов беседой по Дхамме в этом зале для собраний и декламировал краткое и подробное изложение учения “О том, кто обрёл счастливое приложение [внимания]”:

“Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас –
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он – мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания.

12. И каким образом, монахи, человек оживляет прошлое? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то материальная форма в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то переживание в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то восприятие в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то активность [ума] в прошлом”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то сознание в прошлом”. Вот как он оживляет прошлое.

13. И каким образом, монахи, человек не оживляет прошлое? Вот некий человек не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то материальная форма в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то переживание в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то восприятие в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня была такая-то активность [ума] в прошлом”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “У меня было такое-то сознание в прошлом”. Вот как он не оживляет прошлое.

14. И каким образом, монахи, человек строит ожидания на будущем? Вот некий человек лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то материальная форма в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то переживание в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то восприятие в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то активность [ума] в будущем”. Он лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то сознание в будущем”. Вот как он строит ожидания на будущем.

15. И каким образом, монахи, человек не строит ожиданий на будущем? Вот некий человек не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то материальная форма в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то переживание в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то восприятие в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такая-то активность [ума] в будущем”. Он не лелеет наслаждение в этом, думая: “Пусть у меня будет такое-то сознание в будущем”. Вот как он не строит ожидания на будущем.

16. И каким образом, монахи, человек оказывается побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний? Вот, монахи, необученный заурядный человек — не уважающий Благородных, не обученный их Дхамме и не практикующий её; не уважающий чистых [умом] людей, не обученный их Дхамме и не практикующий её — считает, что

  • материальная форма – это “я”, или что
  • “я” владеет материальной формой, или что
  • материальная форма находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в материальной форме.

Он считает, что

  • переживание – это “я”, или что
  • “я” владеет переживанием, или что
  • переживание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в чувстве.

Он считает, что

  • восприятие – это “я”, или что
  • “я” владеет восприятием, или что
  • восприятие находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в восприятии.

Он считает, что

  • активность – это “я”, или что
  • “я” владеет активностью, или что
  • активность находятся внутри “я”, или что
  • “я” находится в активности.

Он считает, что

  • сознание – это “я”, или что
  • “я” владеет сознанием, или что
  • сознание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в сознании.

Вот как он оказывается побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний.

17. И каким образом, монахи, человек оказывается не побеждён в отношении возникающих в данный момент состояний? Вот, монахи, хорошо обученный ученик Благородных – уважающий Благородных, обученный их Дхамме и практикующий её; уважающий чистых [умом] людей, обученный их Дхамме и практикующий её – не считает, что

  • материальная форма – это “я”, или что
  • “я” владеет материальной формой, или что
  • материальная форма находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в материальной форме.

Он не считает, что

  • переживание – это “я”, или что
  • “я” владеет переживанием, или что
  • переживание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в чувстве.

Он не считает, что

  • восприятие – это “я”, или что
  • “я” владеет восприятием, или что
  • восприятие находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в восприятии.

Он не считает, что

  • активность – это “я”, или что
  • “я” владеет активностью, или что
  • активность находятся внутри “я”, или что
  • “я” находится в активности.

Он не считает, что

  • сознание – это “я”, или что
  • “я” владеет сознанием, или что
  • сознание находится внутри “я”, или что
  • “я” находится в сознании.

Вот как он оказывается не побеждён в отношении возникших в данный момент состояний.

18. Пусть человек не оживляет прошлое,
Но и на будущее пусть не строит ожиданий.
Ведь прошлое оставлено уж было,
А будущее не пришло ещё.
Но вместо этого прозрением пусть видит
Сейчас возникшее любое состояние.
Пусть знает это, пусть уверен будет в этом
Неколебимо и неодолимо.
Старанье нужно прилагать уже сейчас –
Кто знает, может, завтра смерть придёт?
C [Владыкой] Смерти торговаться ты не сможешь,
Чтоб самого сдержать иль армию его.
Но кто сим способом в стараньи пребывает,
И днём и ночью непреклонен в том когда,
То говорят о нём, что он – мудрец спокойный,
Обрёл счастливое приложение внимания”».

Так сказал Возвышенный. Почтенный Ананда был доволен и восхитился словами Возвышенного.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.