Маджхима Никая 115
Бахудхатука Сутта
Различные виды элементов

1. Так я услышал. Однажды Возвышенный пребывал близ Саваттхи, в саду Анатхапиндики, что в Джетаване. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»

«Да, Учитель!» – ответили они. Возвышенный сказал следующее:

2. «Монахи, какие бы опасения ни возникали, все они возникают из-за глупца, а не из-за мудрого человека. Какие бы неприятности ни возникали, все они возникают из-за глупца, а не из-за мудрого человека. Какие бы беды ни возникали, все они возникают из-за глупца, а не из-за мудрого человека.

Подобно пожару, который начался в тростниковом сарае, но сжигает дотла даже дома с черепичной крышей, со стенами, покрытыми штукатуркой изнутри и снаружи, защищённые от ветра, охраняемые дверными засовами и ставнями на окнах, – точно так же, монахи, какие бы опасения ни возникали, все они возникают из-за глупца, а не из-за мудрого человека. Какие бы неприятности ни возникали, все они возникают из-за глупца, а не из-за мудрого человека. Какие бы беды ни возникали, все они возникают из-за глупца, а не из-за мудрого человека.

Так, глупец приносит опасения, мудрый человек опасений не приносит. Глупец приносит неприятности, мудрый человек неприятностей не приносит. Глупец приносит беды, мудрый человек бед не приносит.

Поэтому, монахи, вот как вы должны тренироваться: “Мы будем мудрыми людьми, мы будем думающими людьми”».

3. Когда Возвышенный сказал это, Почтенный Ананда спросил: «В каком случае, Возвышенный, монах может быть назван мудрым, думающим человеком?»

[Возвышенный ответил:]

«Когда, Ананда, монах искушён в элементах, искушён в сферах, искушён в зависимом возникновении, искушён в возможном и невозможном, то тогда он может быть назван мудрым человеком, думающим человеком».

ЭЛЕМЕНТЫ

4. «Возвышенный, в каком случае монах может быть назван искушённым в элементах?»

«Ананда, есть следующие восемнадцать элементов:

  • элемент глаза, элемент формы, элемент зрительного сознания;
  • элемент уха, элемент звука, элемент слухового сознания;
  • элемент носа, элемент запаха, элемент обонятельного сознания;
  • элемент языка, элемент вкуса, элемент вкусового сознания;
  • элемент тела, элемент осязаемой вещи, элемент телесного сознания;
  • элемент ума, элемент умственного объекта, элемент умственного сознания.

Когда он знает и видит эти восемнадцать элементов, монах может быть назван искушённым в элементах».

5. «Возвышенный, может ли быть другой способ [объяснения], когда монах может быть назван искушённым в элементах?»

«Может, Ананда. Есть, Ананда, следующие шесть элементов:

  • элемент земли,
  • элемент воды,
  • элемент огня,
  • элемент воздуха,
  • элемент пространства,
  • элемент сознания.

Когда он знает и видит эти шесть элементов, монах может быть назван искушённым в элементах».

6. «Возвышенный, может ли быть другой способ [объяснения], когда монах может быть назван искушённым в элементах?»

«Может, Ананда. Есть, Ананда, следующие шесть элементов:

  • элемент удовольствия,
  • элемент боли,
  • элемент радости,
  • элемент недовольства,
  • элемент спокойствия,
  • элемент неведения.

Когда он знает и видит эти шесть элементов, монах может быть назван искушённым в элементах».

7. «Возвышенный, может ли быть другой способ [объяснения], когда монах может быть назван искушённым в элементах?»

«Может, Ананда. Есть, Ананда, следующие шесть элементов:

  • элемент чувственного желания,
  • элемент отречения,
  • элемент недоброжелательности,
  • элемент не-недоброжелательности,
  • элемент жестокости,
  • элемент не-жестокости.

Когда он знает и видит эти шесть элементов, монах может быть назван искушённым в элементах».

8. «Возвышенный, может ли быть другой способ [объяснения], когда монах может быть назван искушённым в элементах?»

«Может, Ананда. Есть, Ананда, следующие три элемента:

  • элемент сферы чувств,
  • элемент сферы форм,
  • элемент сферы бесформенного.

Когда он знает и видит эти три элемента, монах может быть назван искушённым в элементах».

9. «Возвышенный, может ли быть другой способ [объяснения], когда монах может быть назван искушённым в элементах?»

«Может, Ананда. Есть, Ананда, следующие два элемента:

  • обусловленный элемент,
  • необусловленный элемент.

Когда он знает и видит эти два элемента, монах может быть назван искушённым в элементах».

СФЕРЫ

10. «Возвышенный, в каком случае монах может быть назван искушённым в сферах?»

«Ананда, есть следующие шесть внутренних и внешних сфер:

  • глаз и формы,
  • ухо и звуки,
  • нос и запахи,
  • язык и вкусы,
  • тело и телесные ощущения,
  • ум и умственные объекты.

Когда он знает и видит эти шесть сфер, монах может быть назван искушённым в сферах».

ЗАВИСИМОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ

11. «Возвышенный, в каком случае монах может быть назван искушённым в зависимом возникновении?»

«Ананда, монах знает так: “Когда есть это, возникает и то. С возникновением этого возникает и то. Когда этого нет, то не возникает и того. С прекращением этого прекращается и то. То есть:

  • с неведением в качестве условия возникает активность;
  • с активностью в качестве условия возникает сознание;
  • с сознанием в качестве условия возникает умственное-материальное;
  • с умственным-материальным в качестве условия возникает шестеричная основа;
  • с шестеричной основой в качестве условия возникает контакт;
  • с контактом в качестве условия возникает чувство;
  • с чувством в качестве условия возникает страстное желание;
  • со страстным желанием в качестве условия возникает цепляние;
  • с цеплянием в качестве условия возникает вовлечённость;
  • с вовлечённостью в качестве условия возникает рождение [действия];
  • с рождением [действия] в качестве условия возникают старение и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние.

Таково происхождение всей этой груды страданий.

Но с безостаточным угасанием и

  • с прекращением неведения происходит прекращение активности;
  • с прекращением активности происходит прекращение сознания;
  • с прекращением сознания происходит прекращение умственного-материального;
  • с прекращением умственного-материального происходит прекращение шестеричной основы;
  • с прекращением шестеричной основы происходит прекращение контакта;
  • с прекращением контакта происходит прекращение чувства;
  • с прекращением чувства происходит прекращение страстного желания;
  • с прекращением страстного желания происходит прекращение цепляния;
  • с прекращением цепляния происходит прекращение вовлечённости;
  • с прекращением вовлечённости происходит прекращение рождения [действия];
  • с прекращением рождения [действия] старение и смерть, печаль, стенание, боль, горе и отчаяние прекращаются.

Таково прекращение всей этой груды страданий.”

Вот каким образом, Ананда, монах может быть назван искушённым в зависимом возникновении».

ВОЗМОЖНОЕ И НЕВОЗМОЖНОЕ

12. «Возвышенный, в каком случае монах может быть назван искушённым в возможном и невозможном?»

«Вот, Ананда, монах понимает: “Это невозможно, чтобы человек, обладающий гармоничными воззрениями, мог бы считать какую-либо активность постоянной, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что обычный человек будет считать какую-либо активность постоянной, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек, обладающий гармоничными воззрениями, мог бы считать какую-либо активность приятной, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что обычный человек будет считать какую-либо активность приятной, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек, обладающий гармоничными воззрениями, мог бы считать что-либо за “я”, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что обычный человек будет считать что-либо за “я”, – это возможно”.

13. Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек, обладающий гармоничными воззрениями, мог бы лишить жизни свою мать, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что обычный человек мог бы лишить жизни свою мать, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек, обладающий гармоничными воззрениями, мог бы лишить жизни своего отца, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что обычный человек мог бы лишить жизни своего отца, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек, обладающий гармоничными воззрениями, мог бы лишить жизни араханта, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что обычный человек мог бы лишить жизни араханта, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек, обладающий гармоничными воззрениями, мог бы с умом, полным злобы, пролить кровь Татхагаты, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что обычный человек мог бы с умом, полным злобы, пролить кровь Татхагаты, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек, обладающий гармоничными воззрениями, мог бы создать раскол в Сангхе, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что обычный человек мог бы создать раскол в Сангхе, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек, обладающий гармоничными воззрениями, мог бы признать другого учителя, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что обычный человек мог бы признать другого учителя, – это возможно”.

14. Он понимает: “Это невозможно, чтобы два Совершенных, Полностью Просветлённых могли бы возникнуть в одно время в одной мировой системе, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что один Совершенный, Полностью Просветлённый мог бы возникнуть в одной мировой системе, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы два царя-миродержца могли бы возникнуть в одно время в одной мировой системе, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что один царь-миродержец мог бы возникнуть в одной мировой системе, – это возможно”.

15. Он понимает: “Это невозможно, чтобы женщина была бы Совершенным, Полностью Просветлённым, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что мужчина был бы Совершенным, Полностью Просветлённым, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы женщина была бы царём-миродержцем, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что мужчина был бы царём-миродержцем, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы женщина занимала бы положение [царя богов] Сакки, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что мужчина занял бы положение [царя богов] Сакки, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы женщина занимала бы положение Мары, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что мужчина занял бы положение Мары, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы женщина занимала бы положение Брахмы, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, что мужчина занял бы положение Брахмы, – это возможно”.

16. Он понимает: “Это невозможно, чтобы желаемый, желанный, приятный результат был бы порождён из неблагого телесного поведения, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы нежелаемый, нежеланный, неприятный результат был бы порождён из неблагого телесного поведения, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы желаемый, желанный, приятный результат был бы порождён из неблагого словесного поведения, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы нежелаемый, нежеланный, неприятный результат был бы порождён из неблагого словесного поведения, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы желаемый, желанный, приятный результат был бы порождён из неблагого умственного поведения, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы нежелаемый, нежеланный, неприятный результат был бы порождён из неблагого умственного поведения, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы нежелаемый, нежеланный, неприятный результат был бы порождён из благого телесного поведения, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы желаемый, желанный, приятный результат был бы порождён из благого телесного поведения, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы нежелаемый, нежеланный, неприятный результат был бы порождён из благого словесного поведения, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы желаемый, желанный, приятный результат был бы порождён из благого словесного поведения, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы нежелаемый, нежеланный, неприятный результат был бы порождён из благого умственного поведения, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы желаемый, желанный, приятный результат был бы порождён из благого умственного поведения, – это возможно”.

17. Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек с неблагим телесным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в счастливом уделе, даже в небесном мире, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы человек с неблагим телесным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в несчастливом уделе, в погибели, даже в аду, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек с неблагим словесным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в счастливом уделе, даже в небесном мире, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы человек с неблагим словесным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в несчастливом уделе, в погибели, даже в аду, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек с неблагим умственным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в счастливом уделе, даже в небесном мире, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы человек с неблагим умственным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в несчастливом уделе, в погибели, даже в аду, – это возможно”.

18. Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек с благим телесным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в несчастливом уделе, в погибели, даже в аду, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы человек с благим телесным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в счастливом уделе, даже в небесном мире, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек с благим словесным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в несчастливом уделе, в погибели, даже в аду, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы человек с благим словесным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в счастливом уделе, даже в небесном мире, – это возможно”.

Он понимает: “Это невозможно, чтобы человек с благим умственным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в несчастливом уделе, в погибели, даже в аду, – такое невозможно”. И он понимает: “Может быть так, чтобы человек с благим умственным поведением из-за этого, по этой причине, с распадом тела после смерти переродился бы в счастливом уделе, даже в небесном мире, – это возможно”.

Вот каким образом, Ананда, монах может быть назван искушённым в возможном и невозможном».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19. Когда Возвышенный сказал это, Почтенный Ананда сказал: «Замечательно, Возвышенный, чудесно! Каково название этой лекции по Дхамме?»

«Ты можешь запомнить эту лекцию по Дхамме, Ананда, как “Различные виды элементов”, или как “Четыре цикла”, или как “Зеркало Дхаммы”, или как “Барабан Бессмертного”, или как “Непревзойдённая Победа в Битве”».

Так сказал Возвышенный. Почтенный Ананда был доволен и восхитился словами Возвышенного.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.