Маджхима Никая 99
К Субхе

Адаптированная версия сутты МН 99

Однажды, когда Учитель проживал в царстве Косала, молодой брахман по имени Субха посетил Учителя. После обмена вежливыми фразами, Субха спросил:

– Господин Готама, среди брахманов считается, что только оставаясь в миру, можно следовать истинному Пути, а если человек удалился из мира, он нарушает Путь. Что ты думаешь об этом?

Учитель ответил:

– На мой взгляд, нахождение или не-нахождение в миру не является определяющим фактором относительно следования истинному Пути. Можно находиться в миру и следовать ошибочному Пути, и можно удалиться из мира и при этом следовать истинному Пути. Гармоничный Путь возможен и для мирянина, и для того, кто удалился из мира.

Далее Субха спросил:

– Господин Готама, среди брахманов также считается, что поскольку мирская жизнь связана с активной деятельностью, она приносит гораздо больший результат, чем жизнь лесного отшельника, поскольку в ней мало деятельности. Что ты думаешь об этом?

– На мой взгляд, брахман, степень активности деятельности мало связана с тем, какой результат она приносит. Бывает так, что деятельность очень активна, но не приносит почти никакого результата, а бывает и наоборот – жизнь, в которой мало активной деятельности, приносит великий результат.

Например, земледелие подразумевает весьма активную деятельность, это тяжёлая работа. В случае успеха, оно приносит большой результат, но в случае неуспеха может не принести вообще никакого результата.

Торговля же, с другой стороны, требует намного меньше трудов, но в случае успеха может принести огромный результат. Впрочем, в случае провала она тоже может не принести никакого результата.

Точно так же и жизнь в миру и жизнь в лесу – то и другое может принести как великий результат, так и очень скромный.

Далее Субха задал следующий вопрос:

– Господин Готама, среди брахманов также говорят о пяти видах действий, которые приводят делающего к благоприятным последствиям в следующей жизни. Это правдивость, самодисциплина, воздержание от сексуальных отношений, постижение Учения, щедрость. Что ты скажешь на это, господин Готама?

Учитель задал встречный вопрос:

– Кто-либо из ныне живущих брахманов или брахманов прошлого, или кто-то из великих брахманских мудрецов может засвидетельствовать на своём опыте, что результат этих действий в следующей жизни оказался такой-то?

– Нет, господин Готама, – ответил Субха.

– То есть, среди брахманов бытует точка зрения, которая никем не была подтверждена на практике. Это похоже на вереницу слепцов, каждый из которых держится за впереди идущего, но при этом никто не видит, куда идёт.

Эти слова рассердили Субху. Сдерживая гнев, он сказал:

– Господин Готама, брахман Поккхарасати из клана Упаманньи, владелец рощи Субхаги, говорит, что несмотря на то, что некоторые аскеты и брахманы заявляют о достижении сверхчеловеческих состояний, высшего знания и видения, но это полная ерунда и ложь, ведь как человек может достигнуть чего-либо сверхчеловеческого?

– Поккхарасати познал умы всех аскетов и брахманов? – спросил Учитель.

– Брахман Поккхарасати не может познать даже ум своей рабыни Пунники, так что как он может познать умы всех аскетов и брахманов?

– Брахман, представь себе слепого от рождения человека, который бы говорил, что не бывает такого явления как цвета, как свет или тьма. Всё это ерунда и ложь, говорил бы он. Как ты думаешь, был бы он прав?

– Нет, господин Готама, он был бы не прав, – ответил Субха.

– Вот и Поккхарасати слеп, брахман. Он говорит о том, о чём не знает. Как ты думаешь, брахман, было бы лучше, если бы человек говорил то, что не противоречит общепринятой точке зрения, если бы он говорил, прежде тщательно подумав, и если бы он говорил полезные вещи?

– Да, господин Готама, это было бы лучше, – ответил Субха.

– Как ты думаешь, соответствуют ли слова Поккхарасати этим качествам?

– Нет, господин Готама.

– Есть пять помех ума, брахман, – продолжал Учитель, – это чувственное желание, недоброжелательность, сонливость и тупость, неугомонность ума и сожаления, сомнение. Сверхчеловеческие состояния кажутся Поккхарасати невозможными лишь потому, что его ум охвачен этими помехами.

Можно сказать и иначе. Есть пять каналов поступления чувственных удовольствий. Это приятные, вызывающие влечение зримые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения. Сверхчеловеческие состояния кажутся Поккхарасати невозможными лишь потому, что он привязан к чувственным удовольствиям, поступающим через эти каналы.

Есть радость, не связанная с чувственными удовольствиями. По мере того, как человек пребывает в отстранении от чувственных удовольствий, от помрачённых состояний ума, в какой-то момент он входит в первую джхану и пребывает в ней. Это состояние сопровождается вербальной мыслительной деятельностью, связанной с объектом медитации, а также радостью и довольством.

Постепенно вербальная мыслительная деятельность сходит на нет, и человек входит во вторую джхану. В этом состоянии имеет место внутренняя уверенность и единение ума, радость и довольство, и отсутствует вербальная мыслительная деятельность.

Радость, которая возникает в этих состояниях, не связана с чувственными удовольствиями.

После этого Учитель спросил:

– Скажи, Субха, из тех пяти действий, которые предписываются брахманами для приобретения благих кармических плодов, какое считается наиболее плодотворным?

– Щедрость, господин Готама, – ответил Субха.

– Теперь представь, что некто совершает пожертвование, стремясь рассорить тех, кому он даёт пожертвование. Кому-то достаётся большее и лучшее, другой расстраивается и завидует. Каким будет в этом случае плод такого пожертвования для дающего?

– Брахманы не дают пожертвований чтобы рассорить кого-то, такое действие имело бы пагубный плод. Они дают пожертвования из милосердия, господин Готама.

– Тогда, может быть, именно милосердие является здесь определяющим фактором, а не щедрость как таковая, брахман? – спросил Учитель.

– Да, пожалуй, так и есть, господин Готама.

Учитель продолжал:

– Теперь, брахман, скажи мне, где ты видишь исполнение этих пяти действий чаще – среди мирян или среди тех, кто покинул мирскую жизнь?

– Чаще я вижу это среди тех, кто покинул мирскую жизнь, – ответил Субха, – Жизнь в миру наполнена делами, и в этом круговороте бывает трудно уделить должное внимание этим пяти благим действиям.

Тогда Учитель сказал:

– Брахманы говорят, что тот, кто исполняет эти пять действий, обретает благой посмертный плод. Но я говорю, что эти действия прямо сейчас, в этой жизни, дарят радость. Когда монах осознаёт, что говорит правду, соблюдает дисциплину, воздерживается от сексуальных отношений, постигает Учение, практикует щедрость – он испытывает радость и вдохновение. Я называю эту радость, связанную с благим, украшением ума.

После этого Субха спросил:

– Господин Готама, говорят, ты знаешь, как попасть в миры Брахмы. Это правда?

– Мне знакома дорога туда лучше, чем тебе знакома дорога в соседнюю деревню, брахман, – ответил Учитель.

– Прошу тебя, господин Готама, научи меня этому! – попросил Субха.

– Что ж, брахман, тогда слушай меня внимательно.

Вот, брахман, ты наполняешь всё восточное направление умом, насыщенным сердечным дружелюбием. Так же ты наполняешь умом, насыщенным сердечным дружелюбием, направление на запад… направление на север… направление на юг… направление вверх… направление вниз… Сердечное дружелюбие исходит от тебя во все стороны сразу, щедрое, возвышенное, безмерное, свободное от враждебности и недоброжелательности… Так ты движешься в мир Брахмы.

Вот, брахман, ты наполняешь всё восточное направление умом, насыщенным милосердием. Так же ты наполняешь умом, насыщенным милосердием, направление на запад… направление на север… направление на юг… направление вверх… направление вниз… Милосердие исходит от тебя во все стороны сразу, щедрое, возвышенное, безмерное, свободное от враждебности и недоброжелательности… Так ты движешься в мир Брахмы.

Вот, брахман, ты наполняешь всё восточное направление умом, насыщенным тонкой любящей радостью. Так же ты наполняешь умом, насыщенным тонкой любящей радостью, направление на запад… направление на север… направление на юг… направление вверх… направление вниз… Тонкая любящая радость исходит от тебя во все стороны сразу, щедрое, возвышенное, безмерное, свободное от враждебности и недоброжелательности… Так ты движешься в мир Брахмы.

Вот, брахман, ты наполняешь всё восточное направление умом, насыщенным великим спокойствием. Так же ты наполняешь умом, насыщенным великим спокойствием, направление на запад… направление на север… направление на юг… направление вверх… направление вниз… Великое спокойствие исходит от тебя во все стороны сразу, щедрое, возвышенное, безмерное, свободное от враждебности и недоброжелательности… Так ты движешься в мир Брахмы.

Когда каждое из этих состояний развито таким образом, то не остаётся никаких препятствий для их распространения во все стороны. Таков путь в миры Брахмы.

После этих слов Субха, охваченный восторгом, объявил себя мирским последователем Учителя с этого дня и на всю жизнь. Откланявшись, он отправился домой. По дороге он встретил брахмана по имени Джануссони, который ехал по своим делам на колеснице. Джануссони спросил Субху, откуда и куда он идёт, и тот ответил, что только что побывал у господина Готамы.

– И что ты думаешь о его мудрости? – спросил Джануссони.

– Кто я такой, чтобы оценивать его мудрость? – ответил Субха, – чтобы оценивать её, нужно обладать равной мудростью, а мне очень далеко до господина Готамы.

– Ты прямо-таки превозносишь странника Готаму до небес, – заметил Джануссони.

– Его превозносят те, кого все остальные превозносят как наилучших из людей. А я кто такой, чтобы превозносить его? – отвечал Субха.

После этих слов поражённый Джануссони сошёл с колесницы, закинул верхнее одеяние за плечо, сложил руки в почтительном приветствии Учителю и произнёс:

– Какое благо для царя Пасенади Косальского! Какое великое благо для царя Пасенади Косальского, что Татхагата, совершенный и полностью просветлённый, проживает в его царстве!

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.