Маджхима Никая 98
К Васеттхе

Адаптированная версия сутты МН 98

Однажды два молодых брамина – Васеттха и Бхарадваджа – поспорили между собой, кого следует называть настоящим брамином. Бхарадваджа говорил, что брамином может называться тот, кто имеет правильную родословную и по отцовской и по материнской линии, вплоть до седьмого колена. Васеттха же утверждал, что брамином может называться тот, кто ведёт нравственный образ жизни. В своём споре они не могли прийти к согласию, и в конце концов решили отправиться к Будде и попросить его рассудить их.

Придя к Учителю, они описали суть спора. Выслушав их, Учитель сказал:

– Мы можем видеть различных существ. От травы рождается трава, от дерева – дерево, от того или иного животного рождается именно такое животное и никакое другое, и так далее. Одно живое существо отличается от другого и наследует признаки своего рода. Но среди людей мы не видим таких различий. Любой человек обладает одними и теми же основными признаками. Любой человек может дать потомство с любым другим человеком противоположного пола, и это никак не зависит от того, к какому сословию принадлежат эти люди. У браминов нет никаких физических особенностей, которые бы отличали их от других людей и наследовались бы. Поэтому браминство точно не является наследуемым признаком.

Далее. Среди людей есть различные роды занятий. Есть крестьяне, есть ремесленники, есть торговцы, слуги, воры, воины, управители, а есть священнослужители. Делает ли последних браминами лишь род их занятий? Очевидно, что нет.

Я называю брамином лишь того, кто смог достичь полного и окончательного пробуждения, освобождения от пут существования. Имя и род это не более чем условные мирские обозначения. Брамином по рождению стать нельзя, брамином человека делают лишь поступки, точно так же как и низкорождённым. Поступок – вот что может перевернуть весь мир и именно поступок становится нашими кандалами. Так вот, поступок, который делает человека брамином – это самодисциплина, святая жизнь, внутренняя тренировка, которая ведёт к освобождению от пут существования, к мудрости, к ясному уму.

Ответ Учителя так впечатлил молодых браминов, что они объявили себя мирскими последователями Будды с этого дня и на всю жизнь.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.