Маджхима Никая 96
К Эсукари

Адаптированная версия сутты МН 96

Однажды к Учителю пришёл брамин по имени Эсукари, и, вежливо его поприветствовав, сел неподалёку. После этого Эсукари сказал:

– Господин Готама, брамины предписывают людям из разных сословий, кому каждый из них может служить. Они говорят, что брамину могут служить люди из всех каст, включая самих браминов, воинам могут служить только воины и люди из сословий обывателей и низкорождённых, обывателям могут служить только обыватели и низкорождённые, а низкорождённым могут служить только низкорождённые. Что ты об этом скажешь, господин Готама?

На это Учитель ответил:

– Разве люди давали своё согласие на то, чтобы брамины решали за них, кому служить?

– Нет, господин Готама, – ответил Эсукари.

– Брамин, это похоже на то, как если бы нищему насильно всучили кусок мяса, заставили его этот кусок съесть, а затем сказали бы, что он теперь должен этот кусок оплатить. Точно так же брамины навязывают всем остальным свои правила.

Если услужение делает тебя лучше, служи. В противном случае – служить не нужно.

Человек не хорош и не плох лишь оттого, что родился аристократом. Человек не хорош и не плох лишь оттого, что он родился красивым или лишь из-за того, что он богат.

Человек из аристократической семьи может быть убийцей, вором, сластолюбцем, лжецом, злопыхателем, грубияном, болтуном, он может иметь алчный или недоброжелательный нрав, он может придерживаться негармоничных воззрений. Но точно так же он может быть и лишён всех этих изъянов. Точно так же и человек красивый или богатый может обладать всеми этими изъянами, а может быть и лишён их. То, добродетелен человек или нет, не зависит от его положения в обществе, внешности или богатства.

Далее Эсукари задал такой вопрос:

– А что ты, господин Готама, скажешь по поводу тех занятий, которые предписаны браминами людям из различных сословий? Брамин должен жить на пожертвования; воин добывать свой хлеб воинским искусством; обыватель – производством товаров и услуг; низкорождённый – физическим трудом. Те, кто отказывается от предписанного ему способа заработка на жизнь, позорит себя, берёт то, что ему не было дано.

Учитель сказал:

– И здесь брамины решают за всех людей, хотя им такого права не давали.

Есть лишь одно подобающее занятие для человека – практика Пути. Сословие определяется семейной линией по отцу и матери, но то, следует ли человек Учению – зависит от него самого. Если он оставляет мирскую жизнь и следует Учению и Практике, которые были даны Татхагатой, соблюдает десять воздержаний – от убийства, от воровства, от недолжного чувственного поведения, от лжи, от злословия, от грубых слов, от пустословия, от алчности, от недоброжелательности, от негармоничных воззрений – он реализует Путь до конца, независимо от того, к какому сословию он принадлежит.

Ведь не только брамин может развивать ум, полный сердечного дружелюбия, свободный от враждебности и недоброжелательности. С равным успехом это могут делать и люди из других сословий, не так ли, брамин?

– Точно так, господин Готама, – ответил Эсукари.

После этого разговора Эсукари объявил себя мирским последователем Учителя с этого дня и на всю жизнь.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.