Маджхима Никая 95
К Чанки

Адаптированная версия сутты МН 95

Однажды Учителю случилось быть близ браминского селения под названием Опасада. Правил тем селением брамин по имени Чанки. Местные миряне-брамины, узнав, что неподалёку остановился сам Учитель, потянулись к нему на встречу. Чанки, увидев это, и узнав, куда они идут, попросил их подождать, так как он и сам желал нанести визит Учителю. В это время у него в гостях были брамины из других мест. Услышав, что Чанки собирается к Учителю, они сказали:

– О брамин, не вместно тебе ходить к аскету Готаме. Это он должен ходить к тебе. Ты – чистокровный брамин, и по матери, и по отцу, вплоть до седьмого колена. Мало того, ты чрезвычайно учёный брамин, знающий священные тексты в совершенстве. Ты изящен в манерах и возвышенно прекрасен обликом. Ты обладаешь высоконравственным поведением. Ты прекрасный оратор. У тебя в учениках триста браминов. Тебя ценит сам царь Пасенади Косальский и брамин Поккхарасати. Ты правишь Опасадой со всеми её жителями и имуществом. А кто такой этот аскет Готама?

– Что ж, тогда послушайте, почему мне следует повидаться с Учителем Готамой, – сказал тогда Чанки, – Аскет Готама, как вы его называете, тоже чистой крови и по матери и по отцу, вплоть до седьмого колена. Его семья – одна из древнейших благородных семей. Он обладал несметным богатством, будучи наследником клана Сакьев, но все эти сокровища он оставил, став бездомным странником. Он покинул мирскую жизнь, будучи ещё молодым человеком, в расцвете сил, не смотря на то, что его мать и отец желали ему другой участи. Учитель Готама изящен и возвышенно прекрасен. Его добродетели безупречны. Он превосходный оратор. Учитель Готама – учитель несметного множества людей. Он свободен от чувственного влечения и тщеславия. Почтенные, Учитель Готама говорит о том, что наши поступки имеют нравственное значение. Он не противостоит браминам. Люди из далёких стран и земель приезжают к Учителю Готаме, чтобы задать вопросы. О нём распространилась славная молва как о человеке исполненном блага, полностью просветлённом, совершенном в истинном знании и поведении, возвышенном, знатоке миров, несравненном предводителе смиренных, учителе богов и людей, пробуждённом, благословенном. Учитель Готама обладает тридцатью двумя признаками Великого Человека. Царь Сения Бимбисара, царь Пасенади Косальский и брамин Поккхарасати вместе с женой и детьми объявили себя последователями Учителя Готамы на всю жизнь. И наконец, Учитель Готама – наш гость, а долг велит нам чтить гостей. Вот почему я отправляюсь к Учителю Готаме.

И вот, Чанки, в сопровождении  большой группы браминов, отправился к Учителю и, прибыв, они обменялись с Учителем вежливыми приветствиями и расположились по близости.

В это время Учитель беседовал с браминами-старейшинами. Там же сидел юный брамин по имени Капатхика. Был он весьма учён, и постоянно встревал в беседу. Наконец Учитель сделал Капатхике замечание:

– Почтенный, пожалуйста, не перебивай других. Тебе следует дождаться, когда люди закончат говорить, и потом говорить самому.

За Капатхику вступился Чанки:

– Учитель Готама, юный Капатхика на самом деле весьма учёный человек и может участвовать в беседе на равных.

Через некоторое время Капатхика, воспользовавшись паузой в разговоре, задал Учителю следующий вопрос:

– Учитель Готама, брамины верят, что священные тексты древних браминских гимнов являются единственно истинными источниками духовного знания. Что ты скажешь об этом?

– Скажи, брамин, среди браминов есть хоть кто-то, кто говорит, что познал истину на собственном опыте?

– Нет, Учитель Готама.

– А был ли такой в прошлом, вплоть до седьмого колена?

– Нет, Учитель Готама.

– А те авторы, которые составили древние гимны – Аттхака, Вамака, Вамадэва, Вессамитта, Яматагги, Ангираса, Бхарадваджа, Васеттха, Кассапа и Бхагу, – они говорили, что познали истину на собственном опыте?

– Нет, Учитель Готама.

– То есть никто из браминов вплоть до седьмого колена, и даже сами авторы древних гимнов, не свидетельствовали о том, что сами лично познали истину на своём опыте. Это похоже на колонну из слепцов, в которой каждый держится за впереди идущего, но никто не видит, куда идёт. Не кажется ли тебе, брамин, что из этого следует, что вера браминов в истинность своих текстов беспочвенна?

– Брамины чтят тексты не только из-за веры, Учитель Готама. Для них это священная традиция, передаваемая в веках, – сказал Капатхика.

– Брамин, сначала ты говорил о вере, а теперь говоришь о священной традиции. Человек может считать что-либо истинным (1) руководствуясь верой; (2) просто потому, что так проще; (3) поскольку для него это освящённая веками традиция; (4) потому что это – вывод, к которому он пришёл, поразмышляв над этим; (5) потому что это уже существующее воззрение, которое кажется ему истинным после тщательного обдумывания. Во всех этих случаях то, что человек принимает в результате, может оказаться ложным, а то, что отвергает – истинным. То есть то, почему мы принимаем тот или иной постулат, само по себе не является подтверждением истинности этого постулата. Поэтому, брамин, мудрый человек, стремящийся к истине, не будет абсолютизировать истинность какого-либо постулата.

Тогда Капатхика спросил:

– Но как тогда вообще можно говорить об истинности чего-либо, Учитель Готама?

– Человек соблюдёт истину, если скажет – «Моя вера такая-то», или «Я принимаю то-то просто потому, что мне так проще», или «… потому что я считаю это освящённой веками традицией», или «… потому что я пришёл к такому выводу, поразмышляв над этим», или «… потому что такое воззрение подтверждается моими размышлениями». Но он пойдёт против истины, если будет говорить, что тот постулат, который он принял, является абсолютной истиной.

– Это правда, Учитель Готама. Именно таким образом мы соблюдём истину. Но как мы можем прийти к истинному знанию? – спросил Капатхика.

– К истинному знанию мы приходим через соответствующего учителя. Поэтому сначала нужно найти такого учителя, который может помочь нам открыть истину. По каким признакам мы можем определить, подходит ли данный учитель для постижения истины? Необходимо наблюдать за этим человеком на предмет того, имеют ли место у него явные проявления состояний, связанных с чувственными желаниями, недоброжелательностью, заблуждениями. Человек, подверженный помрачённым состояниям, не может знать истину. Если вы видите, что таких проявлений нет, а Учение этого человека глубоко, утончённо, мирно и возвышенно, не умозрительно, а требует непосредственного опыта, то в вас рождается доверие и уважение. Испытывая к этому человеку доверие и уважение, вы слушаете его Учение и запоминаете его. Вы изучаете смысл этого Учения и сознательно принимаете его. Далее вы обретаете рвение и прикладываете старание, тщательно практикуя это Учение. В результате практики вы постигаете истину на своём непосредственном опыте.

– Учитель Готама, а как достигается окончательное постижение истины, – спросил Капатхика.

– Окончательное постижение истины происходит просто через повторение и развитие вышеописанного, брамин.

– А что является самым важным для того, чтобы окончательно постичь истину?

– Старание.

– А что является самым важным для обретения старания?

– Тщательная практика Учения.

– А для тщательной практики?

– Самодисциплина.

– А для самодисциплины?

– Желание.

– А для желания?

– Сознательное принятие Учения.

– А для сознательного принятия Учения?

– Изучение смысла Учения.

– А для изучения смысла?

– Запоминание Учения.

– А для запоминания?

– Внимательное слушание Учения.

– А для внимательного слушания Учения?

– Внимательное слушание Учителя.

– А для внимательного слушания Учителя?

– Уважение к Учителю.

– А для уважения к Учителю?

– Встречи с Учителем.

– А что наиболее важно для того, чтобы человек встречался с Учителем?

– Доверие к Учителю, брами, наиболее важно для того, чтобы человек с ним встречался.

Тогда Капатхика сказал:

– Учитель Готама, я спросил тебя о соблюдении истины, об открытии истины, об окончательном достижении истины и о том, что для этого является наиболее важным. Ты ответил на все эти вопросы и твои ответы полностью меня удовлетворили. Признаться, раньше мы с пренебрежением относились к вам, бритоголовым странникам, думая, что вы ничего не знаете об истинном Учении. Но беседа с тобой заставила меня изменить мнение. Теперь я испытываю доверие и уважение к тебе.

После этого Капатхика объявил себя мирским последователем Учителя с этого дня и на всю жизнь.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.