Маджхима Никая 88
Накидка

Адаптированная версия сутты МН 88

Однажды царь Пасенади Косальский, увидев идущего после обеда Ананду, ближайшего помощника Учителя, решил с ним побеседовать. Он попросил Ананду уделить ему время. При этом царь Пасенади предложил Ананде попону со спины царского слона, в качестве подстилки, но Ананда отказался, сказав, что у него уже есть покрывало. Тогда Пасенади расположился сам, и задал Ананде такой вопрос:

– Ананда, способен ли Учитель в принципе совершить неблаговидный поступок – физический, словесный или умственный?

[Пасенади задал этот вопрос не просто так, а в связи с тем, что как раз в то время расследовалось дело духовной странницы Сундари. Желая очернить Будду, несколько странников подговорили Сундари на виду у всех войти в Рощу Джеты, где в это время находился Будда, вечером и затем покинуть её утром, возбудив подозрения у местных жителей. Через некоторое время те странники убили Сундари и закопали тело неподалёку от Рощи Джеты, а когда её тело было найдено, они обвинили Будду. Но царь Пасенади провёл расследование, и через неделю обман был раскрыт. На момент описываемой беседы расследование ещё не было закончено.]

Ананда ответил:

– Великий царь, совершенно невозможно, чтобы Учитель совершил какой-либо поступок, который мог бы вызвать порицание со стороны мудрых людей.

– Замечательно, господин Ананда! – воскликнул царь Пасенади, – В твоём ответе содержится больше смысла, чем в моём вопросе. Действительно, то, что поступок неблаговиден в глазах людей глупых и невежественных – мало о чём говорит. Но порицание или похвала со стороны людей мудрых и проницательных, которые делают вывод лишь после того, как рассмотрят ситуацию внимательно – дорогого стоит. Теперь скажи, господин Ананда, вот что: какие именно поступки порицаются мудрыми людьми?

– Помрачённые поступки порицаются мудрыми людьми, великий царь.

– Какого рода поступки являются помрачёнными?

– Это поступки, которые несут огорчение, имеют болезненные результаты.

– Какого рода поступки несут огорчение, имеют болезненные результаты, господин Ананда?

– Это те поступки, из-за которых помрачённые состояния усиливаются и разрастаются, а непомрачённые – сходят на нет, великий царь. Именно такие поступки порицаются мудрыми людьми.

– Какие же поступки не могут быть порицаемы мудрыми людьми, господин Ананда? – спросил тогда царь Пасенади.

– Непомрачённые поступки не могут быть порицаемы мудрыми людьми, великий царь, – ответил Ананда, – те поступки, которые не несут огорчения, которые имеют благотворные результаты. Это те поступки, из-за которых помрачённые состояния сходят на нет, а непомрачённые – усиливаются и разрастаются.

Далее царь Пасенади спросил:

– Господин Ананда, правда ли, что Учитель ратует за безоговорочное оставление всех помрачённых состояний и за осуществление всех непомрачённых состояний?

– Не только ратует, великий царь, – отвечал Ананда, – но и сам в совершенной мере всё это сделал, будучи полностью лишён помрачённых состояний и наделён лишь непомрачёнными состояниями.

После этих слов царь Пасенади с облегчением хлопнул себя по колену и сказал:

– Ты очень порадовал меня своими ответами, господин Ананда. Я бы подарил тебе слона, гружёного драгоценностями, или целую деревню, но тебе всего этого не нужно. Позволь хотя бы подарить тебе вот эту накидку, – он снял со своих плеч плащ из дорогой ткани, – Прошу, господин Ананда, прими её из милосердия.

– Великий царь, в этом нет необходимости, – ответил Ананда, – У меня достаточно одежды.

– Ты можешь сделать из этой накидки одежду для других монахов, господин Ананда. Пожалуйста, прими её.

Тогда Ананда принял накидку, а царь Пасенади, чрезвычайно довольный беседой, с почтением откланялся. После этого Ананда отправился к Учителю и передал ему состоявшийся разговор. Выслушав Ананду, Учитель проговорил:

– Эта встреча уберегла царя Пасенади от большой ошибки.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.