Маджхима Никая 84
В Мадхуре

Адаптированная версия сутты МН 84

Однажды один из великих учеников Будды – Великий Каччана, находился близ города Мадхура. Местный царь, Авантипутта, узнав об этом, поспешил нанести ему визит. Добравшись в рощу, где находился Великий Каччана, он нашёл его, и, поприветствовав, присел рядом. После обмена вежливыми фразами, Авантипутта обратился к Великому Каччане с вопросом:

– Господин Каччана, что ты скажешь по поводу утверждений браминов, что только брамины – это высшая каста, а все другие касты – низшие?

– Великий царь, я скажу, что эти утверждения – чепуха, и я могу это обосновать, – ответил Великий Каччана.

– Обоснуй, сделай милость, – попросил царь Авантипутта.

– Представим себе такую ситуацию, великий царь: вот некий человек принадлежит к касте аристократов, и при этом он ещё и сказочно богат. Будут ли люди всех остальных каст, включая и других аристократов и браминов прислуживать ему и стараться ему угодить?

– Будут, господин.

– Допустим теперь, что это будет не аристократ, а брамин, или мещанин или даже человек из самой низшей касты. Если они сказочно разбогатеют, будут ли люди из всех остальных каст, включая аристократов и браминов, прислуживать ему и стараться ему угодить?

– Будут, господин, – ответил Авантипутта.

– И как же в таком случае проявляется разница между кастами, великий царь?

– Получается, никак, господин.

– Хорошо. Это было первое обоснование. Теперь представим себе, что некий аристократ убивал бы, крал, прелюбодействовал, лгал, злословил, грубил, пустословил, был бы алчным, недоброжелательным, придерживался бы негармоничных воззрений. Такой человек после смерти попал бы ад, как ты думаешь, великий царь?

– Думаю, он попал бы в ад, господин, – ответил Авантипутта.

– Представим теперь, что это не аристократ, а брамин, мещанин или чернорабочий. Попали ли бы все они в ад в этом случае?

– Да, думаю что так, – ответил Авантипутта.

– И тут, великий царь, мы видим, что между кастами нет никакого отличия. Это было второе обоснование. Теперь представим себе обратную ситуацию – некий аристократ придерживался бы исключительно благонравной и сдержанной жизни. Попал ли бы он в небесный мир после смерти?

– Безусловно, господин.

– А если бы это были представители других каст – попали бы они в небесный мир после смерти?

– Конечно, господин.

– Ты видишь, великий царь, и здесь нет никаких различий между кастами. Это было третье обоснование. Вот тебе и четвёртое: представь, что некий человек из аристократов совершал бы преступления: грабёж, воровство, насилие. Если бы его арестовали и привели к тебе – что бы ты с ним сделал?

– Я бы наказал его по всей суровости закона, поскольку этот человек своими действиями лишил себя своего статуса, и теперь является просто преступником.

– А если бы это был не аристократ, а брамин или мещанин или человек низшей касты?

– От этого ничто бы не поменялось. Это просто преступники.

– И тут каста ни на что не влияет, не так ли, великий царь. И, наконец, пятое обоснование: представим аристократа, который обрил голову и покинул мирскую жизнь, чтобы стяжать высшего. Он стал бы вести святую жизнь, соблюдая совершенную нравственность и проявляя кротость в поведении. Как бы ты с ним поступил?

– Я бы кланялся ему в ноги, господин Каччана, и снабдил бы всем необходимым для жизни.

– А если бы это был не аристократ, а брамин, или мещанин, или человек из низшей касты?

– Никакой разницы, господин. Я бы поступил так же.

– Ты видишь, великий царь, и здесь тоже разница в кастах никак себя не проявляет, – заметил Великий Каччана.

Эта беседа произвела на царя Авантипутту такое впечатление, что он объявил себя мирским последователем Великого Каччаны с этого дня и на всю жизнь. Но Великий Каччана посоветовал ему стать последователем Учителя. Авантипутта спросил, где можно его найти сейчас? Великий Каччана ответил, что Учитель уже ушёл в окончательную ниббану. Тогда царь Авантипутта сказал:

– Если бы Учитель был хоть на другом конце света, я бы нашёл его. Но если он ушёл в окончательную ниббану, мне остаётся лишь принять прибежище в Нём, в его Учении и в его Сангхе.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.