Маджхима Никая 83
Макхадэва

Адаптированная версия сутты МН 83

Однажды Учитель в сопровождении группы монахов находился близ города Митхила, в Мангровой Роще Макхадэвы. И вот, однажды, Ананда, ближайший помощник Учителя, увидел, что на устах Учителя вдруг появилась улыбка.

– Учитель, – обратился к нему Ананда, – почему ты улыбаешься? Не бывает так, чтобы Татхагата вдруг улыбнулся, и на это не было бы причины.

Учитель ответил:

– Ананда, в этих самых краях жил когда-то царь по имени Макхадэва. Это был праведный царь, он правил согласно божественным установлениям, обращаясь так равно и с браминами и с простыми мирянами. Когда в его волосах появилась седина, он передал своё царство сыну, завещав ему править согласно божественным установлениям, а сам обрил свои волосы и бороду, и удалился в эту саму мангровую рощу, чтобы взыскать божественных радостей.

Здесь он взращивал Божественные Состояния: умом, насыщенным сердечным дружелюбием, он наполнял одну за другой четыре стороны света, вверх и вниз, и во все стороны сразу – ко всем существам как к самому себе, умом, свободным от недоброжелательности – щедрым, возвышенным, безмерным. То же он делал и с другими Божественными состояниями – милосердием, тонкой радостью и спокойствием.

Много лет прошло так, прежде чем царь Макхадэва умер, и после смерти он оказался в возвышенном мире Брахмы.

Сын Макхадэвы поступил в точности как его отец. Когда в его волосах появилась седина, он передал царство сыну, а сам удалился в мангровую рощу, где взращивал Божественные Состояния до самой смерти, после которой оказался в мире Брахмы.

Так проходили поколения за поколениями. Все они правили праведно и с первой сединой передавали царство сыновьям, а сами удалялись в мангровую рощу для практики Божественных Состояний, после смерти попадая в мир Брахмы.

Это продолжалось до тех пор, пока не появился последний в череде этих царей. Его звали Ними. Он также правил праведно, согласно божественным установлениям. И вот однажды, когда царь Ними, соблюдая религиозный пост, вымыл голову и спустился в нижние апартаменты дворца, боги пожелали встретиться с ним. Перед царём Ними явился царь богов Сакка, произнёс ему хвалу и сказал, что скоро за ним прибудет божественная колесница, которая отвезёт его в небесный мир, где его будут ждать боги.

Так и произошло. К царю Ними прибыла божественная колесница, которая, провезя его через адские миры, и через райские миры, доставила в зал, где собираются боги. Когда царь Ними предстал перед богами, те восхвалили его и пригласили оставаться с ними в небесном мире. Но царь Ними отказался, выразив желание вернуться в мир людей, чтобы продолжать жить в соответствии с божественными установлениями среди браминов и простых мирян. И боги вернули его обратно.

И вот прошло некоторое количество лет, и в волосах царя Ними тоже появилась седина. Царь Ними, как и многочисленные его предки, передал сыну своё царство, и удалился в мангровую рощу для практики Божественных Состояний. После смерти царь Ними перешёл в мир Брахмы.

Однако его сын, Калараджанака, не стал продолжать традицию, начатую царём Макхадэвой. Он не стал передавать царство сыну и не стал удаляться от мирской жизни для практики Божественных Состояний. Так прервалась эта цепь передач.

Так вот, Ананда, тем царём Макхадэвой был я. Именно я установил эту благую практику, и последующие поколения продолали её. Но этот вид практики не ведёт к освобождению от очарованности, к бесстрастию, к прекращению, к покою, к прямому знанию, к пробуждению, к ниббане. Этот вид практики ведёт лишь к перерождению в мире Брахмы.

Но сейчас я установил истинно благую практику, которая ведёт к окончательному освобождению. Что это за практика, Ананда? Это – Восьмеричный Путь Благородных, а именно – гармоничные воззрения, гармоничное намерение, гармоничное общение, гармоничное действие, гармоничный образ жизни, гармоничное усилие, гармоничная осознанность, гармоничная собранность ума.

Ананда, вот что я говорю тебе: продолжай эту истинно благую практику. Не будь последним в этой цепи.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.