Маджхима Никая 81
Гончар Гхатикара

Адаптированная версия сутты МН 81

Однажды, когда Учитель с монахами странствовал по стране Косал, его ближайший помощник Ананда, который его сопровождал, заметил, что Учитель внезапно улыбнулся, когда они проходили мимо одного места.

– Учитель, почему ты улыбнулся? – спросил Ананда, – Когда Татхагата внезапно улыбается, на это обязательно есть какая-то причина.

Учитель ответил:

– Ананда, когда-то здесь был процветающий торговый город Вебхалинга. Когда в мир пришёл Будда Кассапа, он жил неподалёку от этого города. Он часто сидел прямо на этом самом месте и давал свои наставления монахам.

Тогда Ананда сложил вчетверо свою накидку, расстелил её, и сказал:

– Учитель, в таком случае, пожалуйста, присядь здесь и ты. Таким образом, это место будет использовано сразу двумя Буддами.

Учитель сел на приготовленное сиденье, и продолжил свой рассказ:

– В Вебхалинге у Будды Кассапы был благотворитель, гончар по имени Гхатикара. У Гхатикары был близкий друг, молодой брамин Джотипала. И вот однажды Гхатикара позвал Джотипалу навестить Будду Кассапу, но Джотипала стал отказываться. Гхатикара настаивал, но Джотипала продолжал упорствовать. После этого Гхатикара предложил пойти на реку искупаться. На это Джотипала согласился.

И вот они вместе отправились на реку. То место, где они купались, было неподалёку от лагеря Будды Кассапы. И Гхатикара снова стал настаивать на том, чтобы посетить Учителя, который находился совсем неподалёку. Но Джотипала упорно не желал идти туда. И тогда Гхатикара вцепился в только что вымытые волосы Джотипалы и призвал его отправиться к Учителю Кассапе.

Для Джотипалы это было шоком – что Гхатикара, низкорождённый, прикоснулся к его вымытым волосам, нарушив тем самым все возможные правила приличия. «Значит, для тебя настолько важно, Гхатикара, чтобы мы отправились к этому бритоголовому духовному страннику, что ты осмелился дотронуться до моих волос?» – спросил он. И Гхатикара ответил: «Да, дорогой Джотипала, для меня это именно настолько важно, и даже ещё важнее». «Ну что ж, изволь, Гхатикара, если для тебя это так важно, пойдём», – сказал тогда Джотипала.

И вот Гхатикара и Джотипала отправились к Будде Кассапе. Они поклонились Учителю и сели на уважительном расстоянии, после чего Гхатикара сказал: «Учитель, это брамин-ученик Джотипала, мой близкий друг. Прошу тебя, преподай ему Учение».

И тогда Учитель Кассапа преподал им Учение, после чего Гхатикара и Джотипала вежливо удалились. Когда они шли обратно, Джотипала спросил Гхатикару: «Друг мой, как же ты, зная всё это, до сих пор живёшь в миру вместо того, чтобы стать монахом?»

«Дорогой Джотипала, ты, должно быть, забыл, что я должен заботиться о своих престарелых родителях», – ответил Гхатикара.

«Что ж, – сказал тогда Джотипала, – а я оставляю мирскую жизнь. Я ухожу в монахи».

Гончар Гхатикара сам лично попросил Будду Кассапу принять Джотипалу в монахи. Примерно через полгода после того, как тот принял полные обеты, Учитель Кассапа отправился в странствие к Варанаси. Через какое-то время он прибыл туда, остановившись в Оленьем Парке в Исипатане.

Там их встретил местный царь Кики. Он нанёс Учителю визит и пригласил его на обед, который состоялся на следующий день. Это был чрезвычайно роскошный обед, на котором царь Кики обслуживал Учителя и его учеников собственноручно. К концу обеда царь Кики пригласил Учителя и его учеников остаться в Варанаси на сезон дождей. Однако, Будда Кассапа отказался, сказав, что его уже пригласили в другое место. Некоторое время царь пытался настаивать, но у него ничего не вышло. Тогда  он спросил: «Господин Кассапа, неужели у тебя есть более щедрый благотворитель, чем я?»

Будда Кассапа ответил: «Да, великий царь, это так. В городе Вебхалинга есть гончар по имени Гхатикара. Он и является моим самым главным благотворителем. Вот ты огорчился, когда я отказался провести сезон дождей в Варанаси, а Гхатикара со смирением принял бы мой отказ. Он безоговорочно доверяет Будде, Учению и Благородным ученикам. Его нравственные качества и образ жизни безупречны. Добывая глину для горшков, он не копает землю, а собирает ту глину, что обвалилась с берегов реки или выброшена на поверхность подземными животными. Он не прикасается к деньгам и драгоценностям. Свои горшки он отдаёт задаром, а люди взамен дают ему рис или бобы, сколько кому не жалко. Его родители состарились, их зрение ослабло, и он заботится о них. Он освободился от пяти нижних оков, став анагами. Больше никогда он не переродится в этом мире. Когда я прихожу к нему, он неизменно рад отдать мне всё, что у него есть, испытывая при этом счастье».

И тогда царь Кики отправил к Гхатикаре множество даров, но Гхатикара не принял их, сказав, что царь слишком добр к нему, а ему всего хватает.

Так вот, Ананда, тем молодым брамином Джотипалой был я.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.