Маджхима Никая 80
К Векханассе

Адаптированная версия сутты МН 80

Однажды к Учителю пожаловал странник Векханасса, который был учителем Сакулу Удайина*. Обменявшись с Учителем вежливыми приветствиями, Векханасса продекламировал:

– Аям парама варна! Аям парама варна!**

Учитель спросил:

– Векханасса, что это за великая красота?

– Это самая предельная красота, которую не может превзойти никакая другая красота, сколь бы прекрасной и возвышенной она ни была.

– Но что же это за красота, которую не может превзойти никакая другая красота, Векханасса?

– Это самая предельная красота, господин Готама.

– Мы можем так продолжать бесконечно, Векханасса. По сути ты не говоришь, что это за красота. Это всё равно что кто-нибудь бы сказал, что влюблён в самую прекрасную девушку на земле. Его бы спросили – кто эта девушка, из какой касты, как её зовут, какого она роста, какого цвета у неё кожа, живёт она в городе или в деревне? И он бы ответил, что ничего этого не знает, но тем не менее это самая прекрасная девушка на земле. Получается, что этот человек влюблён в девушку, которую никогда не видел и о которой ничего не знает. Как ты думаешь, Векханасса, не ерунду ли говорил бы этот человек?

– Да, это была бы ерунда, господин Готама, – признал Векханасса.

– Итак?..

– Господин Готама, эта совершенная красота подобна бериллу чистой воды, идеально огранённому, лучащемуся сиянием, лежащему на красной парче.

– Так, – проговорил Учитель, – теперь возьми сияние светлячка в ночи. Оно будет прекраснее, чем сияние самого лучшего драгоценного камня?

– Пожалуй, – признал Векханасса.

– А свет Венеры поутру – прекраснее, чем блеск светлячка?

– Пожалуй.

– А полная луна ясной весенней ночью – прекраснее, чем свет Венеры?

– Да.

– А сияние солнца прекраснее, чем свет луны?

– Да.

– А я знаю ещё и божеств, кто многократно прекраснее и возвышеннее солнца. Но тем не менее я не говорю, что прекраснее их нет ничего. Ты же говоришь о некоей красоте, которую называешь совершенной, но тут же выясняется, что она уступает даже блеску светлячка в ночи. Но более того, при всём при этом ты так и не сказал, что это за красота, Векханасса.

Векханасса, есть пять каналов, через которые перед нами предстают чувственные удовольствия, а именно, это приятные, вызывающие страсть зримые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения, воспринимаемые соответственно глазами, ушами, носом, языком и телом. Удовольствие и радость, возникающие при этих восприятиях, называются чувственным удовольствием.

Итак, чувственные удовольствия возникают посредством этих пяти каналов, но за пределами чувственных удовольствий есть удовольствие более высокое, и именно оно может считаться наивысшим.

Векханасса выразил согласие со словами Учителя. Тот продолжал:

– Ты соглашаешься, Векханасса, но не понимаешь, о чём я говорю. Лишь те мои ученики, кто достиг окончательного освобождения, познали истинную природу чувственных удовольствий и то удовольствие, которое выше чувственного.

После этих слов Векханасса рассердился:

– Все горазды болтать языком, – заявил он, – и говорить, что они-де достигли полного освобождения и стали арахантами. Но при ближайшем рассмотрении это неизменно оказывается чепухой.

На это Учитель ответил:

– Что ж, Векханасса, если кто-то делает такие заявления без достаточных на то оснований, их всегда можно опровергнуть, не так ли. Когда человек обучается у меня, он понимает, что достиг освобождения, примерно как человек, который всю жизнь ходил связанным, и в конце концов освободился, поняв, что больше никаких оков нет. Это непосредственный и совершенно ясный опыт, и здесь нечего опровергать.

Эти слова так впечатлили Векханассу, что он тут же объявил себя мирским последователем Учителя, с этого дня и на всю жизнь.

————————–

* См. МН79

** В оригинале звучит как «аям парамо ванно», но, судя по всему, изначально эта формула была на санскрите, поскольку именно санскрит был языком религии. Тогда скорее всего она звучала как «аям парама варна». Перевести эти слова можно примерно как «Это – великая красота». По своей роли в религиозной практике эта формула, видимо, напоминала другие формулы в ведической религии, например «аям атма брахма», «ахам брахма асми» и т.д.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.