Маджхима Никая 8
Стирание

Адаптированная версия сутты МН 8

Однажды один из ближайших учеников Будды – Великий Чунда – задал Учителю такой вопрос:

«Учитель, может ли случиться так, что человек уже на самом начальном этапе практики полностью оставил любые воззрения, связанные с “я”?»

Учитель ответил:

«Чунда, воззрения, связанные с “я”, оказываются полностью оставленными только тогда, когда человек со всей ясностью видит, что ни в чём нет никакого “я”.

Бывает так, Чунда, что человек достигает какую-либо джхану или сферу, хоть бы это даже была сфера тонкого сознания [1], и полагает, что достиг полного оставления воззрений о “я”, что его помрачения полностью стёрты. Но это не соответствует Учению Благородных. Согласно ему всё это – просто приятные состояния.

Что же тогда является стиранием помрачений в учении Благородных?

Когда человек соблюдает нравственные предписания, практикует Восьмеричный Путь Благородных, совершенствует своё внешнее и внутреннее поведение [2], с намерением делать это даже если все остальные люди не будут, – вот тогда он практикует стирание помрачений.

Чунда, я говорю тебе, что даже простое намерение освободиться от помрачённых состояний ума уже является великим благом, так что уж говорить, если мы совершаем соответствующие поступки? Ученик Благородных взращивает намерение следовать по этому пути.[3]

У каждого человека, который действует сознательно, есть выбор – избегать злотворных действий или совершать их. Ученик Благородных совершает выбор избегать злотворных действий. [4]

Если человек следует неблагому пути, он идёт вниз, если он следует благому пути, он идёт вверх. Ученик Благородных следует пути вверх. [5]

Помочь другому человеку освободиться от помрачений, Чунда, может лишь тот, кто сам освободился от них, лишь тот, чьи помрачения угасли. Ученик Благородных гасит свои помрачения. [6]

Итак, Чунда, я рассказал тебе о стирании помрачений, о намеревании, об избегании, о восхождении вверх, об угашении.

Всё, что нужно было рассказать о практике, я рассказал. Сейчас самое время приступить к медитации. Будь усерден Чунда, медитируй, не откладывай, иначе потом будешь сожалеть».

————————————————————–

[1] В оригинале здесь идёт стандартное описание всех джхан и сфер.

[2] В оригинале здесь перечисляются конкретные 44 пункта в форме «”Даже если другие будут жестокими, мы не будем жестокими”, – вот как следует практиковать стирание». Эти 44 пунта таковы:

  • (1) мы не будем жестокими
  • (2) мы не будем убивать живых существ
  • (3) мы не будем брать то, что нам не было не дано
  • (4) мы будем целомудренными
  • (5) мы не будем лгать
  • (6) мы не будем говорить со злобой
  • (7) мы не будем говорить грубо
  • (8) мы не будем сплетничать
  • (9) мы не будем алчными
  • (10) мы будем доброжелательны
  • (11) у нас будут гармоничные воззрения
  • (12) у нас будет гармоничное намерение
  • (13) у нас будет гармоничное общение
  • (14) у нас будут гармоничные действия
  • (15) у нас будет гармоничный образ жизни
  • (16) у нас будет гармоничное усилие
  • (17) у нас будет гармоничная осознанность
  • (18) у нас будет гармоничная собранность ума
  • (19) у нас будет гармоничное знание
  • (20) у нас будет гармоничное освобождение
  • (21) мы будем свободны от лени и апатии
  • (22) мы не будем неугомонными
  • (23) мы будем пребывать вне сомнений
  • (24) мы не будем злыми
  • (25) мы не будем негодующими
  • (26) мы не будем презрительными
  • (27) мы не будем высокомерными
  • (28) мы не будем завистливыми
  • (29) мы не будем скупыми
  • (30) мы будем искренними
  • (31) мы не будем мошенничать
  • (32) мы будем послушными
  • (33) мы не будем наглыми
  • (34) нам будет легко делать замечания
  • (35) у нас будут хорошие друзья
  • (36) мы будем прилежными
  • (37) мы будем тверды в следовании пути
  • (38) мы будем действовать со скромностью
  • (39) мы будем бояться совершить проступок
  • (40) мы будем совершенствоваться в учёности
  • (41) мы будем усердными
  • (42) мы будем утверждены в осознанности
  • (43) мы будем обладать мудростью
  • (44) мы не будем привязаны к собственным воззрениям, не будем прочно за них держаться, но будем оставлять их с лёгкостью

[3] Далее 44 пункта тренировки повторяются в форме «Следует намереваться так: ”Даже если другие будут жестокими, мы не будем жестокими”» и т.д.

[4] Далее 44 пункта повторяются в форме «У того, кто подвержен жестокости, есть воздержание от жестокости, чтобы избежать её» и т.д.

[5] Далее 44 пункта повторяются в форме «У того, кто подвержен жестокости, есть воздержание от жестокости, чтобы идти ввысь» и т.д.

[6] Далее 44 пункта повторяются в форме «У того, кто подвержен жестокости, есть воздержание от жестокости, чтобы погасить её» и т.д.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.