Маджхима Никая 78
Саманамандика

Адаптированная версия сутты МН 78

Однажды плотник по имени Панчаканга повстречался со странником, которого звали Уггахамана Саманамандикапутта. Тот сказал Панчаканге, что согласно его учению, человек достиг совершенства в благом и стал высшим духовным подвижником, если он обладает четырьмя качествами, а именно: если он не совершает дурных телесных поступков, не произносит дурных слов, не имеет дурных намерений, не добывает себе средства на жизнь дурными способами.

После этого разговора Панчаканга отправился к Учителю и передал ему слова Уггахаманы Саманамандикапутты. На это Учитель сказал:

– Если бы это было так, Панчаканга, то тогда младенец был бы совершенным духовным подвижником, ведь он как раз и обладает всеми этими четырьмя качествами, не так ли?

Панчаканга, я считаю человека достигшим совершенства в благом и ставшим высшим духовным подвижником в том случае, если он обладает определёнными десятью качествами.

Но прежде чем рассказать тебе о них, нужно сначала разъяснить вот что: что такое (1) неблаготворное и благотворное поведение, а также (2) неблаготворные и благотворные намерения; каковы их источники; где они прекращаются; и каков путь, ведущий к их прекращению.

(1) Неблаготворное и благотворное поведение

Что такое неблаготворное и благотворное поведение? Неблаготворное поведение это неблаготворное телесное и словесное поведение, а также дурные способы добычи себе средств к существованию. Благотворное поведение, соответственно, это благотворное телесное и словесное поведение и гармоничный образ жизни.

Каков источник неблаготворного и благотворного поведения? Источник неблаготворного поведения – ум, охваченный жаждой, злостью и заблуждением. Соответственно, источник благотворного поведения – ум, не охваченный жаждой, злостью и заблуждением.

Где неблаготворное и благотворное поведение прекращается без остатка? Неблаготворное поведение прекращается, когда человек отбрасывает неблаготворное телесное и словесное поведение, а также негармоничный образ жизни, и развивает соответственно благотворное телесное и словесное поведение и гармоничный образ жизни.

Относительно же прекращения благотворного поведения можно сказать вот что: это происходит, когда человек ведёт нравственный образ жизни, но не отождествляет себя со своей нравственностью, достигая состояния, где даже эти благотворные привычки прекращаются через освобождение через очищение ума и через мудрость.

(2) Неблаготворные и благотворные намерения

Что такое неблаготворные и благотворные намерения? Неблаготворные намерения это намерения, основанные на чувственном желании, на недоброжелательности, на жестокости. Благотворные намерения, соответственно, это намерения, основанные на отречении от чувственных желаний, на доброжелательности, на милосердии.

Каков источник неблаготворных и благотворных намерений? Источник неблаготворных намерений это поиск того, что приятно, питание своим вниманием недоброжелательности и жестокости. Соответственно, источник благотворных намерений это удерживание внимания от приятного, это питание своим вниманием доброжелательности и милосердия.

Где неблаготворные и благотворные намерения прекращаются без остатка? Неблаготворные намерения прекращаются в первой джхане, благотворные намерения прекращаются во второй джхане*.

Путь к прекращению

Что же касается пути, ведущего к прекращению как неблаготворных и благотворных привычек, так и неблаготворных и благотворных намерений, то он один. Это – Гармоничное Усилие, которое включает в себя четыре аспекта:

  • Усилие, направленное на то, чтобы неблаготворные состояния не возникали;
  • Усилие, направленное на то, чтобы возникшие неблаготворные состояния прекратились;
  • Усилие, направленное на то, чтобы благотворные состояния возникли;
  • Усилие, направленное на то, чтобы возникшие благотворные состояния не прекращались.

Десять качеств достигшего совершенства в благом

И вот теперь, Панчаканга, я могу сказать, какими качествами обладает человек, которого я считаю достигшим совершенства в благом и ставшим высшим духовным подвижником. Эти десять качеств следующие:

  • гармоничные воззрения;
  • гармоничные намерения;
  • гармоничное общение;
  • гармоничный образ действий;
  • гармоничный образ жизни;
  • гармоничное усилие;
  • гармоничная осознанность;
  • гармоничная собранность ума;
  • гармоничное знание;
  • гармоничное освобождение.

————————–

* В оригинале здесь приводятся стандартные описания первой и второй джхан.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.