Мадджхима Никая 74
К Дигханакхе

Адаптированная версия сутты МН 74

Однажды к Учителю пришёл странник Дигханакха и заявил, что его доктрина такова: «Нет ничего, с чем я согласен». В ответ Учитель спросил:

– Дигханакха, а разве само воззрение «Нет ничего, с чем я согласен» – не является тем, с чем ты согласен?

– Если и так, господин Готама, это ничего не меняет, – ответил Дигханакха.

– Дигханакха, мало тех, кто, говоря так, не принимает всё же какого-либо воззрения. Есть те, кто говорят «Я согласен со всем». Есть те, кто говорят «С чем-то я согласен, а с чем-то не согласен». И есть те, кто говорят «Нет ничего, с чем я согласен». Первые, кажется, предаются цеплянию, третьи же, видимо, идут к свободе от цепляний.

Дигханакха заметил:

– Господин Готама, ты, кажется, хвалишь мою позицию.

Учитель же продолжил:

«Дигханакха, что касается тех, кто говорят, что они с чем-то согласны, а с чем-то не согласны, то в той части, с которой они согласны, они, видимо, предаются цеплянию, а в той, с которой не согласны – идут к свободе от цепляний.

Но какой бы позиции ни придерживался человек, если он действительно мудро рассмотрит происходящее, то придёт к выводу, что и та и другая и третья позиция могут привести к тому, что придётся вступать в споры и ссоры, отстаивая свою точку зрения. И тогда он оставляет эти свои воззрения, отказывается от них. Каков тогда следующий шаг?

Мудрый человек смотрит на это тело, состоящее из формы, сложенной из четырёх великих элементов, порождённое отцом и матерью, выстроенное из варёного риса и молока, и понимает, что оно подвержено непостоянству, износу, распаду и разложению. Это тело является страданием, бедствием, это явление эфемерное, пустое, лишённое чего-либо личного. И тогда мудрый человек отбрасывает и цепляние к этому телу. Он отбрасывает желание, влечение к телу, отождествление с ним.

Дигханакха, есть три вида переживания – приятное, болезненное и нейтральное. Каждый раз, когда человек испытывает какой-либо из этих видов переживания, он не испытывает остальные два. То есть, в каждый момент времени имеет место лишь один из этих трёх видов переживания.

Каждое из этих переживаний – непостоянно, обусловлено, подвержено исчезновению.

Когда Благородный ученик приходит к непосредственному пониманию этого, он избавляется от очарованности переживаниями – приятными, болезненными или нейтральными. Избавившись от этой очарованности, он становится бесстрастным. Став бесстрастным, его ум достигает полного освобождения и ясно понимает это. Он понимает, что больше нет причин которые могли бы привести его к новому рождению, к новой вовлечённости. Он понимает, что цель практики достигнута.

Так вот, Дигханакха, такой человек не принимает чью-либо сторону и ни с кем не спорит. И хотя он использует общепринятую речь, но не цепляется за неё».

В это время Сарипутта, один из ближайших учеников Будды, стоял позади него и обмахивал его пальмовыми листьями. Когда он услышал слова Учителя, к нему пришла мысль: «Учитель говорит, что через непосредственное понимание эти три вида переживания оказываются оставлены». Мысленно Сарипутта всмотрелся в эту мысль, и его ум внезапно обрёл окончательное освобождение от помрачений, избавившись от цепляния.

В страннике Дигханакхе же возникло ясное понимание, что всякая помрачённая активность может быть прекращена. В этот момент он вступил на первую ступень пробуждения, стал сотапанна, вышел за пределы сомнений относительно Учения.

Восхищённый, Дигханакха объявил о своём решении стать мирским последователем Учителя с этого дня и на всю жизнь.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.