Маджхима Никая 73
Большая лекция для Ваччхаготты

Адаптированная версия сутты МН 73

Однажды странник Ваччхаготта посетил Учителя. После обмена приветствиями, он сказал Учителю:

– Господин Готама, прошу тебя, расскажи, что – благотворно, а что – вредоносно.

– Вот три пары:

  • Алчность вредоносна, отсутствие алчности – благотворно.
  • Ненависть вредоносна, отсутствие ненависти – благотворно.
  • Заблуждение вредоносно, отсутствие заблуждения – благотворно.

Или вот десять пар:

  • Убийство вредоносно, воздержание от убийства – благотворно.
  • Присвоение чужого вредоносно, воздержание от присвоения чужого – благотворно.
  • Потакание чувственным наслаждениям – вредоносно, воздержание в чувственных наслаждениях – благотворно.
  • Ложь – вредоносна, воздержание от лжи – благотворно.
  • Недоброжелательная речь – вредоносна, воздержание от недоброжелательной речи – благотворно.
  • Грубая речь – вредоносна, воздержание от грубой речи – благотворно.
  • Сплетни вредоносны, воздержание от сплетен – благотворно.
  • Жадность – вредоносна, отсутствие жадности – благотворно.
  • Недоброжелательность – вредоносна, отсутствие недоброжелательности – благотворно.
  • Негармоничные воззрения – вредоносны, гармоничные воззрения – благотворны.

Если монах отбросил страстное желание и даже самые его корни, так, что исчезла сама возможность его возникновения, то такой монах стал арахантом, достиг полного и окончательного освобождения, осуществил цель практики.

После этого Ваччхаготта спросил:

– Помимо тебя, господин Готама, есть ли среди твоих учеников какой-либо монах или монахиня, которые достигли полного и окончательного освобождения?

Учитель ответил:

– Ваччха, таких монахов и монахинь очень много.

– А есть ли миряне или мирянки, кто стали анагами – достигли освобождения от пяти нижних оков?

– Таких мирян и мирянок тоже очень много.

– А есть ли мирские  женщины, кто стал сотапанна – достигли освобождения от трёх нижних оков, вышли за пределы сомнений, стали неустрашимы в пути и независимы от других в Учении?

– И таких мирянок очень много, Ваччха.

Тогда Ваччхаготта сказал:

– Господин Готама, если бы только ты один достиг освобождения, твоё Учение было бы неполноценным. Но это не так, поскольку большое число людей тоже достигли разных степеней освобождения вплоть до полного и окончательного. Твоя Сангха, господин Готама, напоминает огромную реку, текущую прямиком к ниббане, впадающую в океан ниббаны. Господин Готама, я бы хотел стать монахом в твоём Учении.

На это Учитель ответил:

– Ваччха, тот, кто прежде принадлежал другому учению и желает стать монахом, должен пройти испытательный срок в четыре месяца. По истечении четырёх месяцев, если монахи будут довольны им, они дают ему посвящение в монахи. Но это не строгое правило.

Странник сказал:

– Учитель, я готов проходить испытательный срок хоть четыре года.

После этого Ваччхаготта получил монашеское посвящение. После того, как он принял все обеты, он пришёл к Учителю и попросил о наставлениях. Учитель сказал:

– В таком случае, Ваччха, далее развивай два аспекта: успокоение ума и прозрение в его природу*. После того, как эти два аспекта будут развиты, ты сможешь направить ум на овладение разного рода сверхспособностей, в той степени, в которой пожелаешь. В том числе ты сможешь видеть умы других существ, вспомнишь в подробностях свои прошлые жизни, увидишь жизнь и перерождения других существ в разнообразных мирах в соответствии с их деяниями, а также входить в незапятнанно освобождённое состояние ума за счёт прекращения всех помрачений уже в этой самой жизни.

Ваччхаготта отправился реализовывать наставления Учителя, и вскоре благодаря своему усердию достиг полного и окончательного освобождения, стал арахантом.

Вскоре после этого группа монахов собралась посетить Учителя. Ваччхаготта, узнав об этом, попросил их поклониться Учителю от его имени. Когда те монахи, придя к Учителю, передали ему поклон от странника, тот сказал:

– Монахи, монах Ваччхаготта достиг полного и окончательного освобождения.

Те монахи были восхищены этой новостью.

——————————–

* На пали это соответственно саматха и випассана.

 

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.