Маджхима Никая 71
Ваччхаготте о Троичном Знании

Адаптированная версия сутты МН 71

Однажды, когда Учитель пребывал близ города Весали, он решил навестить знакомого странника Ваччхаготту, который в то время находился неподалёку. Ваччхаготта издалека завидел приближение Учителя и вышел его встречать. Гостеприимно усадив его на подготовленное сидение, он занял более низкое сидение и спросил:

– Господин Готама, я слышал, что ты заявляешь о своём всеведении. Будто ты говоришь, что постоянно обладаешь совершенным знанием и видением. Ты действительно такое заявляешь?

Учитель ответил:

– Нет, Ваччха, это не правда, я такое не заявляю.

– Тогда как мне отвечать на подобные инсинуации, чтобы это соответствовало действительности?

Учитель ответил:

– Ваччха, если ты ответишь, что странник Готама обладает троичным знанием, твои слова будут соответствовать действительности. Первое знание, которым я обладаю – знание своих прошлых жизней, с той степенью детализации и глубины, с какой я пожелаю. Второе знание – это знание о жизни и перерождениях существ во всех мирах. С любой степенью детализации я вижу как и почему те или иные существа рождаются в тех или иных мирах, и как они там живут. И третье знание, которым я обладаю – это знание незапятнанной освобождённости ума и мудрость этой освобождённости. Если ты ответишь так, это будет соответствовать действительности.

Далее Ваччхаготта спросил:

– Господин Готама, а бывает ли так, чтобы мирянин, не оставив привязанности к мирскому, в момент смерти достиг окончательного освобождения?

– Нет, Ваччха, такого не бывает, – ответил Учитель.

– А бывает ли так, чтобы мирянин, не оставив привязанности к мирскому, после смерти оказался в небесных мирах?

– Ваччха, таких мирян очень много.

– А бывает ли так, чтобы какой-нибудь адживака в момент смерти обрёл освобождение от страдания?

– Нет, Ваччха, такого не бывает.

– А бывает ли так, чтобы какой-нибудь адживака после смерти оказался в небесных мирах?

– За последние девяносто один цикл существования Вселенной, Ваччха, я не припомню ни одного адживаки, который бы после смерти оказался в небесном мире. За исключением одного, но тот придерживался доктрины о том, что поступки, имеющие нравственную значимость, влекут за собой результат.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.