Маджхима Никая 7
Ткань

Адаптированная версия сутты МН 7

Однажды Учитель сказал монахам:

«Монахи, если ткань имеет загрязнения, то когда мы будем красить её, на ней будут видны пятна. Если же ткань чистая, то любая краска ляжет ровно. Точно так же, если ум человека загрязнён, это проявится в виде несчастливой судьбы. Если же ум человека чист, его судьба складывается хорошо.

Что это за загрязнения ума, о которых идёт речь? Это сребролюбие, недоброжелательность, гнев, мстительность, презрение, высокомерие, зависть, жадность, неискренность, лживость, неуправляемость, наглость, самомнение, спесь, тщеславие, небрежность.

Необходимо очищать свой ум от этих загрязнений. Если вы сделаете это, то обретёте уверенность в Будде, Дхамме и Сангхе, в том, что им действительно присущи те качества, о которых я говорю*.

Тогда вы будете получать вдохновение в познании Дхаммы и с энтузиазмом следовать ей. Это принесёт вам радость, сделает ваш ум лёгким. С лёгким умом вы испытаете радость в медитации, ваше тело успокоится, потом успокоится и ум. После этого ум станет собранным, нерассеянным.

Если вы таким образом очистите свой ум и достигните его собранности, то никакие внешние соблазны не станут для вас помехой.

ЧЕТЫРЕ БРАХМАВИХАРЫ

Далее вы практикуете четыре брахмавихары*.

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

Вы наблюдаете, как развивается цепь Зависимого Возникновения. Вы прослеживаете – что предшествует данному явлению, и что идёт после него. Таким образом вы постепенно выходите за пределы Зависимого Возникновения.

В результате ваш ум освобождается от помрачения чувственных желаний, от помрачения вовлечённости, от помрачения неведения. Вы достигаете полного и окончательного просветления, и когда это происходит, вы точно знаете, что это произошло.

Именно это можно назвать внутренним омовением».

ИСТИННОЕ ОМОВЕНИЕ

Тогда брамин Сундарика Бхарадваджа, спросил у Благословенного:

«А нельзя ли очиститься с помощью священных омовений в реке Бахука, Господин?»

«Что такого священного в реке Бахука, брамин?» – спросил в ответ Благословенный.

Сундарика ответил:

«Многие полагают, что река Бахука даёт очищение, смывая наши неблагие деяния, и таким образом омовение в реке Бахука это благая карма».

На это Благословенный ответил:

«Даже если вы будете вечно сидеть в Бахуке, Адхикакке, Гайе, Сундарике или любой другой реке, – вы не смоете своих неблагих деяний.

Никакая вода неспособна отмыть злое сердце, жестокость и зверство. Чист лишь тот, кто чист в делах и в мыслях. Именно это ведёт к совершенству.

Именно в чистых делах и чистых мыслях совершай своё священное омовение, брамин. Именно так ты сам станешь опорой для других. Если не лжёшь, не убиваешь и не вредишь живому, не берёшь чужое, если ты щедр и верен Пути, то зачем тебе Бахука или Гайя? В этом случае твоя священная река всегда с тобой».

Эти слова поразили брамина Сундарику Бхарадваджу до такой степени, что он стал учеником Благословенного. Вскоре после этого он достиг полного освобождения.

——————————————————

*Имеются в виду постоянно упоминаемые в суттах девять качеств Будды, шесть качеств Дхаммы и девять качеств Сангхи.

** Здесь приводится стандартное описание практики Брахма Вихар.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.