Маджхима Никая 68
В Налакапане

Адаптированная версия сутты МН 68

Однажды, когда Учитель находился в стране Косал, близ города Налакапана, многие представители известных аристократических семей оставили мирскую жизнь и стали монахами под его руководством. Среди них были Ануруддха, Бхаддийя, Кимила, Бхагу, Конданнья, Ревата, Ананда, и многие другие.

И вот Учитель сидел под открытым небом в окружении Сангхи монахов. Обведя взглядом присутствующих, Учитель спросил:

– Как вы думаете, радуются ли эти благородные люди монашеской жизни?

Монахи безмолвствовали. Учитель повторил вопрос во второй и в третий раз, но никто не ответил. Тогда Учитель обратился к Ануруддхе:

– Ануруддха, радуетесь ли вы монашеской жизни?

– Конечно же, Учитель, мы радуемся монашеской жизни, – ответил Ануруддха.

– Очень хорошо, Ануруддха. То, что вы стали монахами – достойно радости. Вы ещё молоды и могли бы беспечно наслаждаться чувственными удовольствиями. Но вы покинули мирскую жизнь, не по принуждению людей или обстоятельств, но лишь из чистого устремления освободиться от нескончаемых страданий существования.

Далее Учитель продолжил:

– Пока практикующий не достиг радости и удовольствия джхановых состояний, его атакуют помрачённые состояния – алчность, недоброжелательность, лень и апатия, неугомонность и сожаление, сомнение, недовольство относительно монашеской жизни, скука. Но всё это сходит на нет, когда практикующий осваивается в джхановых состояниях за пределами чувственных удовольствий, за пределами нездоровых состояний.

В связи с этим, как ты думаешь, Ануруддха, приходится ли Татхагате устранять помрачения, используя методы различения, сдерживания, использования, принятия, избегания, уничтожения или развития?

Ануруддха ответил:

– Учитель, я думаю, что Татхагате уже не приходится устранять помрачения, поскольку он уже устранил их, применяя методы различения, сдерживания, использования, принятия, избегания, уничтожения и развития в прошлом.

– Именно так, Ануруддха. Татхагата устранил даже саму возможность возникновения у него помрачённых состояний.

Далее Учитель спросил:

– Как ты думаешь, Ануруддха, почему Татхагата объявляет о том или ином умершем ученике, что он переродился в таком-то и таком-то мире?

Ануруддха не знал, что ответить, и попросил Учителя самого ответить на этот вопрос. Учитель сказал:

– Татхагата делает так не ради интриг и не с целью обмануть людей, не ради лести и не из корыстных побуждений, а для вдохновения практикующих, для усиления их устремлённости.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.