Маджхима Никая 67
Близ Чатумы

Адаптированная версия сутты МН 67

Однажды, когда Учитель находился близ города Чатума, прибыла большая группа монахов во главе с Сарипуттой и Великим Моггалланой, ближайшими учениками Будды. Монахи намеревались повидать Учителя, и, устраиваясь на новом месте, вели себя очень шумно.

Из-за поднятого ими шума Учитель велел тем монахам уйти. Монахи подчинились. Когда они брели прочь от Чатумы, их встретили родственники Учителя из клана Сакьев и, узнав о случившемся, попросили монахов подождать здесь, тогда как они постараются уговорить Будду изменить решение.

И вот сакьи прибыли к Учителю, поклонились ему, сели на уважительном расстоянии, и стали просить его проявить благосклонность к тем монахам, поскольку это может плохо повлиять на некоторых из них. Молодые ростки нужно поливать, а молочный телёнок должен часто видеть мать, так и новоначальным монахам требуется регулярно встречаться с Учителем. Выслушав их, Учитель согласился изменить своё решение.

Моггаллана отправился к тем монахам, которые ожидали исхода беседы сакьев с Учителем, и позвал их обратно. Монахи вернулись к Учителю, поклонились ему, и сели на уважительном расстоянии. Когда все расселись, Учитель обратился к Сарипутте с вопросом:

– Сарипутта, о чём ты подумал, когда я велел этим монахам уйти?

Сарипутта ответил:

– Учитель, я подумал, что поскольку монахи ушли, нам теперь можно будет спокойно предаться медитации.

Учитель остановил его:

– Стой, Сарипутта! Не следует поддерживать такого рода мысли.

После этого он обратился с тем же вопросом к Моггаллане. Тот ответил:

– Я подумал так: «Пускай Учитель наслаждается покоем, а мы с Сарипуттой позаботимся об этих монахах».

– Очень хорошо, Моггаллана, – сказал Учитель, – Именно так. Либо я должен вести этих монахов, либо вы с Сарипуттой.

После этого Учитель произнёс присутствующим монахам своё наставление:

– Монахи, когда человек оказался в воде, его подстерегают четыре опасности: это (1) волны, (2) крокодилы, (3) водовороты и (4) акулы. Точно так же и тех, кто оставил мирскую жизнь, подстерегают четыре опасности.

(1) Что в данном случае собой представляет опасность от волн? Вот некий человек оставляет мирскую жизнь и становится монахом. Другие монахи начинают наставлять его и поправлять, когда он что-то делает не так. И тогда этот человек думает: «Когда я жил в миру, я сам наставлял и поправлял других, а теперь эти молокососы поучают меня!» И вот этот человек возвращается к низкой жизни. Так что волны это гнев и досада.

(2) Что собой представляет опасность от крокодилов? Вот человек оставляет мирскую жизнь и становится монахом. И тут он обнаруживает, что можно есть только утром, что в пищу употреблять можно только то, что позволительно, и зачастую пища оказывается довольно скудной и не той, что ему по вкусу. И вот он думает: «Когда я жил в миру, я мог питаться тем, так и тогда, что, как и когда я хочу, а теперь мне приходится терпеть эти неудобства!» И вот этот человек возвращается к низкой жизни. Так что крокодилы это чревоугодие.

(3) Что собой представляет опасность от водоворотов? Вот человек оставляет мирскую жизнь и становится монахом. Как-то утром он берёт одеяние и чашу, и идёт в селение за подаяниями. В селении он не хранит тело, не хранит речь, не устанавливает осознанность, не сдерживает органы чувств. И вот он видит, как какой-то женатый человек наслаждается чувственными удовольствиями в кругу семьи. И этот новоначальный монах думает: «Раньше, когда я жил в миру, у меня тоже была семья. Я был богат. Я мог бы наслаждаться семьёй и богатством как этот человек, и это не помешало бы мне совершать благие поступки». И вот этот человек возвращается к низкой жизни. Так что водовороты это пять каналов чувственного удовольствия*.

(4) Что собой представляет опасность от акул? Вот человек оставляет мирскую жизнь и становится монахом. Как-то утром он берёт одеяние и чашу, и идёт в селение за подаяниями. В селении он не хранит тело, не хранит речь, не устанавливает осознанность, не сдерживает органы чувств. И от он видит едва одетых женщин, и похоть вторгается в его ум. И вот, будучи охваченным похотью, этот человек возвращается к низкой жизни. Так что акулы это похоть, монахи.

——–

* То есть приятные зримые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.