Маджхима Никая 66
Аналогия с перепёлкой

Адаптированная версия сутты МН 66

Однажды монах Удайин обратился к Учителю с такими словами:

– Учитель, сегодня в медитации у меня возникла мысль о том, от скольких неприятных переживаний ты нас избавил, и сколько приятных переживаний мы обрели благодаря тебе.

Было время, когда мы питались и утром, и днём, и вечером, и ночью. Потом ты сказал нам, чтобы мы отказались от дневного приёма пищи, и мы сделали так, из любви и уважения к тебе и из страха совершить проступок. Затем ты сказал нам, чтобы мы отказались и от вечернего и ночного приёма пищи. Мы сделали и это.

Вся еда готовится ночью, и вот прежде многие монахи ходили за подаяниями в кромешной тьме. В результате они регулярно проваливались в выгребные ямы и канализации, или забредали в непролазный кустарник. Некоторые сослепу натыкались на спящую корову или на злых людей. А у некоторых из монахов под покровом тьмы даже случались разного рода казусы с женщинами.

Однажды, Учитель, я сам ходил за подаяниями в темноте. Одна женщина мыла горшок и тут во вспышке молнии перед ней внезапно предстал я. Она испугалась и закричала: «Спасите! Демон пришёл за мной!» Я сказал ей: «Сестра, я не демон, я просто монах, мирно иду за подаяниями». Но та женщина ещё долго ругалась на меня. Она меня чуть не побила.

Вот я и подумал, от скольких болезненных и неприятных переживаний ты нас избавил, Учитель, и сколько приятных переживаний ты нам принёс.

На это Учитель сказал:

– Да, Удайин. Но между тем есть некоторые заблудшие люди, которые расценивают какие-либо мои предписания как пустяк и относятся к ним с пренебрежением. И вот этот «пустяк» становится для них крепкой привязью, не дающей идти дальше. Это подобно тому, как если бы перепёлка запуталась в зарослях вьюнка и не могла из них выбраться, а человек, проходя мимо, сказал бы, что это всего лишь вьюнок, который можно порвать движением пальца, сущий пустяк, и что эта перепёлка оказалась в ловушке из-за ерунды. Прав ли был бы этот человек?

– Нет, Учитель, – ответил Удайин, – для перепёлки-то это была самая что ни на есть крепкая ловушка.

– Именно так, Удайин, – согласился Учитель. Так что продвигаться на пути может лишь тот, кто с равным усердием относится даже к тем указаниям Учителя, которые кажутся ему ерундой. Это дарует ему мирный и отстранённый ум.

Для разных людей разные вещи являются серьёзным препятствием. Иному бедняку оказывается не под силу бросить тот скарб, которым он владеет, и стать монахом. А бывает так, что и царские дворцы и груды золота не становятся преградой для того, кто устремлён к освобождению.

Удайин, когда человек практикует путь освобождения от цепляний, бывает так, что он сталкивается с мыслями, связанными с цеплянием, и потакает им, либо старается противостоять им, либо более или менее быстро справляется с ними, быстро успевая отследить их появление. Но бывает и так, что мысли, связанные с цеплянием, совсем перестают появляться. И именно такого человека я называю полностью свободным от оков.

Есть пять каналов чувственного удовольствия – это зримые формы, звуки, запахи, вкусы и телесные ощущения – приятные, желанные, привлекательные, вызывающие влечение и страсть. Приятное чувство – удовольствие и радость, – возникающее на основе этих пяти каналов, называется чувственным удовольствием, и это – низменное удовольствие, грубое, неблагородное. Я утверждаю, что такое удовольствие не стоит того, чтобы его искать, в него углубляться, его лелеять. Такого рода удовольствия несут в себе опасность.

Отстраняясь от чувственных удовольствий и освобождаясь от тяги к ним, монах входит в джханы*. Эти джханы это блаженство отречения, блаженство успокоения. Именно такое удовольствие стоит искать, в него стоит углубляться, его стоит лелеять. В нём нет опасности.

В первой, второй и третьей джхане всё ещё имеет место колебание. В первой джхане оно связано с думанием и удержанием внимания, во второй – с радостью и довольством, в третьей – с телесным довольством. Но в четвёртой джхане колебание отсутствует*.

Ни одной из четырёх джхан недостаточно, Удайин. Каждую из них нужно отпустить, через каждую нужно перешагнуть и идти дальше. Но более того, ни одной из бесформных сфер недостаточно. Ни сферы бесконечного пространства, ни сферы бесконечного сознания, ни сферы отсутствия всего, ни сферы тонкого сознания. Каждую из них нужно отпустить, через каждую нужно перешагнуть и идти дальше, вплоть до прекращения распознавания-чувствования**.

Таким образом, я говорю, что нужно оставить даже сферу тонкого сознания. Видишь ли ты после этого, Удайин, хотя бы какие-то оковы, большие или малые, об оставлении которых я бы не говорил?

– Нет, Учитель, – ответил Удайин.

——————

* В оригинале здесь приводится стандартное описание четырёх джхан (то есть описание джхан повторяется два раза слово в слово).

** В оригинале здесь приводится стандартное описание четырёх джхан и четырёх сфер (то есть описание четырёх джхан повторяется слово в слово в третий раз). После каждой из них идёт рефрен: «Но и этого недостаточно. Отпусти это, перешагни через это. Что же преодолевает это?» – и далее идёт описание следующей джханы или сферы.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.