Маджхима Никая 65
К Бхаддали

Адаптированная версия сутты МН 65

Однажды Учитель обратился к монахам с рекомендацией питаться один раз в день, до полудня, в целях сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Монах Бхаддали возразил ему, сказав, что не будет питаться таким образом, потому что в этом случае будет ощущать психологический дискомфорт. Тогда Учитель предложил ему съедать часть еды непосредственно там, где её ему подали, а другую часть – позже, но тоже до полудня. Растянув таким образом приём пищи, он мог бы в некоторой степени нивелировать этот дискомфорт. Но Бхаддали не согласился и на это, сказав, что дискомфорт от этого не исчезнет.

Спустя какое-то время данное предписание было доведено Учителем до сведения всех монахов, и Бхаддали публично заявил о своём отказе исполнять его. После этого Бхаддали не появлялся перед Учителем в течение всего сезона дождей.

И вот, на исходе сезона дождей, группа монахов занималась подготовкой одеяния для Учителя, когда к ним подошёл Бхаддали и, обменявшись вежливыми приветствиями, сел рядом. Монахи сказали ему:

– Друг Бхаддали, мы готовим одеяние для Учителя. Когда оно будет готово, по окончании сезона дождей, Учитель отправится в странствие. Осталось совсем немного времени. Мы просим тебя, друг Бхаддали, пересмотреть своё заявление. Ты создаёшь себе ненужные трудности.

Эти слова товарищей заставили Бхаддали задуматься, и в итоге он отправился к Учителю, поклонился ему, сел на уважительном расстоянии и сказал:

– Учитель, я совершил глупость и прошу твоего прощения за этот мой проступок. Впредь я буду воздерживаться от подобного.

Учитель ответил:

– Да, Бхаддали, это был глупый поступок. В моих глазах, а также в глазах других монахов и монахинь, а также мирян, браминов и духовных странников ты показал себя как человека, который отказывается исполнять предписания Учителя.

После этого Бхаддали ещё раз попросил прощения. Тогда Учитель сказал:

– Бхаддали, представь монаха, который бы являлся Благородным учеником. Если бы я попросил его подставить свою спину чтобы я мог перейти через грязь – разве отказался бы он, несмотря на то, что это весьма дискомфортно?

– Нет, Учитель, – смиренно отвечал Бхаддали.

– Тогда, Бхаддали, разве можно сказать о тебе, что ты являешься Благородным учеником, если ты поступаешь так?

– Нет, Учитель.

– Разве не был ты в таком случае никчёмным, заблудшим человеком?

– Был, Учитель.

И Бхаддали ещё раз попросил прощения. Тогда Учитель сказал:

– Конечно, это был серьёзный проступок, Бхаддали. Но, поскольку ты осознал его и исправил, как это принято в нашем Учении, ты прощён. Именно так и следует поступать тому, кто следует нашему Учению: нужно осознавать и признавать свои проступки, исправлять их, как того требует Учение, и впредь воздерживаться от них.

Далее Учитель продолжил:

– Бхаддали, даже если монах живёт отшельником в лесу, но Учитель, мудрые товарищи и божества порицают его, он не сможет продвинуться в практике. Но если он ведёт себя так, что ни Учитель, ни мудрые товарищи, ни божества не порицают его, он достигает четырёх джхан, знания прошлых жизней, знания о существовании и перерождении существ, и познания природы страдания, его причины, его прекращения и пути, ведущего к прекращению страдания. Только такой монах достигает окончательного освобождения*.

После этого Бхаггали спросил:

– Учитель, почему некоторым монахам постоянно делают замечания, а другим не делают вообще никаких замечаний?

Учитель ответил:

– Бхаггали, бывает так, что монах постоянно или время от времени нарушает предписания и указания. Когда монахи его поправляют, он реагирует на это плохо – увиливает, раздражается, возражает, и не исправляет своё поведение. Тогда монахи, учитывая это, продолжают постоянно делать ему замечания.

Бывает и так, что монах постоянно или время от времени нарушает предписания и указания, но реагирует на замечания правильно – не увиливает, не раздражается, не возражает, исправляет своё поведение и стремится вести себя так, чтобы Сангха была удовлетворена. В этом случае монахи быстро прекращают своё воздействие.

Бывает также и так, что монах совершенствуется в Учении лишь за счёт своего доверия и любви. Тогда монахи стараются действовать так, чтобы он не утратил своего доверия и любви, и относятся к нему бережно, не делая ему замечаний совсем. Это подобно тому, как если бы твой родственник потерял один глаз, и ты бы заботился о нём, чтобы он не потерял оставшийся.

Далее Бхаггали спросил:

– Учитель, почему раньше правил было намного меньше, но больше монахов становились арахантами, тогда как сейчас всё наоборот?

Учитель ответил:

– Так и есть, Бхаддали. По мере того, как Сангха мельчает, подлинное Учение исчезает, а количество правил возрастает. Но при этом всё меньше практикующих достигает окончательного освобождения. Учитель устанавливает то или иное правило лишь после того, как для этого появляется основание в виде конкретных событий. Правило призвано уберечь учеников от повторения подобных событий, которые оказались основанием для усиления помрачений в них.

Подобные явления не происходят, пока Сангха не становится многочисленной, популярной, известной, богатой и изощрённой в учёности.

Потом Учитель продолжил:

– Ты был тут, Бхаддали, когда я рассказывал об Учении, используя аналогию с юным чистокровным жеребцом. Ты помнишь, что я тогда сказал?

– Нет, Учитель, – сознался Бхаддали.

– Как ты думаешь, Бхаддали, почему ты не помнишь этого?

– Учитель, долгое время я был нерадивым учеником, – ответил Бхаддали.

– Я видел, Бхаддали, что ты меня не слушал. Что ж, я расскажу тебе ещё раз.

Бхаддали приготовился слушать, а Учитель продолжил:

– Итак, Бхаддали, представь, как тренер обучает чистокровного жеребёнка. Сначала он учит его носить поводья. Поскольку это непривычно для жеребёнка, тот проявляет некоторое сопротивление и неумелость, но постепенно привыкает и носит поводья спокойно и ровно.

Дальше тренер обучает его держать шаг, бегать по кругу, гарцевать, галопировать, ускорять шаг, держать царственную осанку, соблюдать придворный этикет, развивать максимальную скорость и проворность, а также быть полностью покорным. Всё это встречает некоторое сопротивление со стороны жеребца, а также ему нужно время, чтобы научиться всё делать правильно.

И вот, когда обучение закончено, этот чистокровный молодой скакун готов к службе у самого царя, обладая вышеупомянутыми десятью качествами.

Точно так же, Бхаддали, когда монах обладает десятью качествами, он поистине достоин своего звания, и миряне, служа ему, обретают огромное благо. Что это за десять качеств? Это

  • Гармоничное воззрение,
  • Гармоничное намерение,
  • Гармоничное общение,
  • Гармоничный способ действия,
  • Гармоничный образ жизни,
  • Гармоничное усилие,
  • Гармоничная осознанность,
  • Гармоничная собранность ума,
  • Гармоничное знание,
  • Гармоничное освобождение.

——————-

* Здесь следует стандартное описание четырёх джхан, трёх знаний и окончательного освобождения.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.