Маджхима Никая 64
Большое наставление для Малункьяпутты

Адаптированная версия сутты МН 64

Однажды Учитель обратился к монахам с таким вопросом:

– Монахи, помните ли вы пять нижних оков, о которых я вам рассказывал?

Монах Малункьяпутта ответил:

– Учитель, я помню. Пять нижних оков это (1) личностный взгляд на мир, (2) сомнение, (3) цепляние за правила и предписания, (4) чувственные желания, (5) недоброжелательность.

– Малункьяпутта, – сказал Учитель, – разве так я о них рассказывал? Любой укажет тебе на ошибку, приведя в пример младенца. Ведь у него нет даже представления (1) о личности, (2) об учениях, (3) о правилах и предписаниях, (4) о чувственных удовольствиях, (5) о других существах. Откуда же у него может возникнуть личностный взгляд, сомнение, цепляние за правила и предписания, чувственные желания и недоброжелательность? Но тем не менее, пять нижних оков у него имеются. Почему? Потому что в нём есть скрытая склонность к этим пяти пунктам.

Тогда Ананда, ближайший помощник Учителя, попросил его разъяснить учение о пяти нижних оковах более подробно, и Учитель сказал:

– Ум обычного человека охвачен и порабощён личностным взглядом, сомнениями, цеплянием за правила, чувственными желаниями и недоброжелательностью. Он не понимает, как спастись от них, они для него привычны, он их не устраняет. В этом случае они являются оковами. Благородный же ученик знает как спастись от этих оков и устранить скрытую склонность к ним. Его ум освобождается от них.

Есть путь к освобождению от пяти нижних оков. Только он ведёт к этой цели. Этот путь требует устремлённости, настойчивости и решимости, как для того, чтобы переплыть Ганг.

Каков же путь к освобождению от пяти нижних оков?

Вот человек проходит через четыре джханы и сферы безграничного пространства, безграничного сознания и сферу отсутствия всего*.

И какими бы ни были форма, чувство, распознавание, активность, сознание в любом из этих состояний ― он видит все эти состояния как непостоянное, как страдание, как недуг, как опухоль, как шип, как бедствие, как болезненность, как чужое, как распадающееся, как пустое, как не-личностное. Он отводит ум от этих состояний и направляет его к бессмертному элементу. Бессмертный элемент он рассматривает как покой, наивысшее, как прекращение всей активности, оставление всех привязанностей, уничтожение влечения, бесстрастие, прекращение, ниббану.

Если он устойчив в этом, он достигает полного уничтожения помрачений. Но даже если полного уничтожения помрачений не произошло, то из-за оставшегося устремления к Учению, из-за наслаждения им, он освобождается  от пяти нижних оков и становится анагами. Анагами спонтанно перерождается в Чистых Мирах и обретает там окончательное освобождение, никогда более не возвращаясь в Сферу Чувственных Желаний.

Таков путь к освобождению от пяти нижних оков.

После этого Ананда спросил:

– Учитель, если таков путь к освобождению от пяти нижних оков, то почему говорят, что некоторые монахи обретают освобождение ума через практику, а другие ― через мудрость?

На это Учитель ответил:

– Ананда, в данном случае речь идёт лишь об индивидуальных нюансах пути. В любом случае путь в целом остаётся один и тот же.

————————

* В оригинале здесь приведено стандартное описание четырёх джхан и соответствующих трёх сфер.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.