Маджхима Никая 63
Малое наставление для Малункьяпутты

Адаптированная версия сутты МН 63

Монаха по имени Малункьяпутта обуревали абстрактно-философские вопросы: конечен ли мир или бесконечен, вечен он или не вечен, является ли душа производным от тела, или же она независима от тела, исчезает ли Татхагата после смерти или нет, или же он и существует и не существует после смерти, или он ни существует, ни не существует. Особенно его смущало, что Учитель так и не прояснил для него эти темы. В конце концов он решил предъявить Учителю ультиматум: либо тот даёт ему ответы на эти вопросы, либо Малункьяпутта оставляет практику и возвращается к мирской жизни.

И вот он отправился к Учителю, и сообщил ему о своём решении.

– Если ты знаешь ответы на эти вопросы – то дай их мне. Если же не знаешь – так и скажи: «Я не знаю», – сказал Малункьяпутта.

Учитель спросил его:

– Малункьяпутта, разве я когда-либо обещал тебе дать ответы на эти вопросы?

– Нет, Учитель, – ответил Малункьяпутта.

– А разве ты когда-нибудь говорил мне, что будешь моим учеником лишь при условии, что я дам тебе ответы на эти вопросы?

– Нет, Учитель.

После этого Учитель сказал:

«Тогда о чём же ты говоришь, заблудший ты человек? Я не отвечаю на такие вопросы, Малункьяпутта, и вот почему.

Представь, что некоего человека ранили отравленной стрелой. Хирург уже приготовился было извлечь её, но раненый вдруг останавливает хирурга и говорит: «Я не позволю тебе излечить меня, пока ты не ответишь на мои вопросы: к какой касте принадлежал тот, кто меня ранил? Чем он занимался? Как его звали? Из какого клана он был? Какого роста он был? Какого цвета кожа у него была? Бывал ли он в таком-то городе? Стрелял он в меня из лука или арбалета? Из чего была сделана тетива? Какого цвета оперение стрелы, которая меня ранила? Это перья какой птицы – грифа, цапли, ястреба, павлина или может быть аиста? Какими сухожилиями укреплена стрела – бычьими, оленьими или обезьяньими? Наконечник у стрелы гладкий, обоюдоострый, изогнутый или с зазубринами?» Этот человек так и умер бы, но не дождался бы ответов на все эти вопросы.

Точно так же, те вопросы, с которыми ты пришёл, не имеют отношения к спасению от страдания. Как на них ни ответь – страдание остаётся страданием, а его причина и способ устранения остаются неизменными, неизменным остаётся и путь к прекращению страдания. Более того, если ты занят этими вопросами или цепляешься за какие-либо воззрения относительно них, то заниматься практикой нашего Учения попросту невозможно.

Поэтому, Малункьяпутта, запомни раз и навсегда: ответы на все эти вопросы я оставляю непрояснёнными, потому что останавливаться на этих вопросах не полезно, не относится к практике, не ведёт к освобождению от очарованности, к бесстрастию, к прекращению, к покою, к непосредственному знанию, к просветлению, к Ниббане.

Вот вопросы, ответы на которые я дал:

  • Что такое страдание?
  • Что является источником страдания?
  • Как страдание прекращается?
  • Каков путь, ведущий к прекращению страдания?

Вот вопросы, на которые я ответил, и я не выхожу за их пределы».

Малункьяпутта был восхищён ответом Учителя.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.