Маджхима Никая 61
Наставление Рахуле в Амбалаттхике

Адаптированная версия сутты МН 61

Однажды Учитель посетил своего сына, Рахулу, который тогда находился в Амбалаттхике, и был новоначальным монахом. Рахула, увидев Учителя издалека, приготовил для него сиденье и кувшин с водой для мытья ног. Усевшись и вымыв ноги, Учитель показал Рахуле оставшуюся в кувшине на дне воду.

– Рахула, видишь эту воду на дне кувшина?

– Да, Учитель.

– Настолько же мала практика того, кто не стыдится произнести намеренную ложь.

Затем Учитель выплеснул эту воду и спросил Рахулу:

– Видел эту воду, Рахула?

– Да, Учитель.

– Точно так же выплёскивает свою практику тот, кто не стыдится произнести намеренную ложь.

Затем Учитель опрокинул кувшин кверху дном.

– Видишь этот опрокинутый кувшин, Рахула?

– Да, Учитель.

– Точно так же тот, кто не стыдится произнести намеренную ложь, опрокидывает свою практику.

Затем учитель поставил кувшин на место.

– Видишь этот пустой кувшин, Рахула?

– Да, Учитель.

– Практика у того, кто не стыдится произнести намеренную ложь, такая же пустая.

Затем Учитель продолжал:

– Рахула, представь себе боевого слона. Если он в бою бережёт себя, на него нельзя положиться. Точно так же, Рахула, я говорю тебе, что если человек не стыдится произнести намеренную ложь, то нет такого зла, которого он не смог бы сделать. Поэтому, Рахула, тебе следует тренироваться так: «Я не произнесу неправды даже в шутку». Развивай такое намерение, Рахула.

После этого Учитель спросил:

– Рахула, скажи, для чего нужно зеркало?

– Зеркало нужно чтобы рассматривать себя, Учитель, – ответил Рахула.

– Точно так же, Рахула, необходимо подвергать свои поступки – физические, словесные и умственные – многократному рассмотрению.

Перед тем, как совершить какой-либо физический, словесный или умственный поступок, или же во время его совершения, необходимо рассмотреть его следующим образом: не будет ли этот поступок огорчительным для тебя или для других, или и для тебя и для других? Не является ли этот поступок нездоровым, ведущим к болезненным последствиям? Совершай только те поступки, которые не будут огорчительными и нездоровыми.

Если ты уже совершил некий поступок, рассмотри его так же. Если окажется, что этот поступок был огорчительным для тебя или для других или и для тебя и для других; если окажется, что этот поступок был нездоровым, ведущим к болезненным последствиям, тебе следует сознаться в этом поступке перед учителем или перед мудрыми товарищами по святой жизни, и впредь воздерживаться от подобных действий. Если же ты увидишь, что этот поступок не был ни огорчительным, ни нездоровым, то тогда ощути счастье и радость от этого понимания, и продолжай день и ночь упражняться в благотворных состояниях ума.

Рахула, любая настоящая духовная практика содержит в себе подобное рассмотрение поступков. Поэтому, тебе следует практиковать так: «Я буду очищать своё физическое, словесное и умственное поведение, многократно рассматривая его таким образом».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.