Маджхима Никая 60
Неопровержимое учение

Адаптированная версия сутты МН 60

Однажды, когда Учитель находился в стране Косал, его посетили миряне-брамины из браминской деревни Сала. Когда они прибыли и расположились, Учитель спросил их, есть ли у них наставник. Брамины ответили отрицательно. Тогда Учитель сказал:

«Поскольку у вас нет наставника, перед вами стоит задача выбрать для себя учение, которое было бы неопровержимым и надёжным. Я предлагаю рассмотреть эту тему.

I. УЧЕНИЯ ОБ ОТРИЦАНИИ БЛАГОГО

Допустим, есть наставники, которые говорят, что духовный путь не ведёт к перерождению в благих мирах, что вообще нет перерождения, что благие или дурные поступки не имеют посмертных плодов.

Кроме того, есть наставники, которые говорят, что можно безбоязненно творить любое зло и это не повлечёт дурных последствий. С другой стороны, говорит он, в благих поступках нет никаких заслуг.

Есть также наставники, которые говорят, что помрачения возникают беспричинно, что нет никаких условий, на основании которых они возникают или исчезают. Они утверждают, что все существа неспособны очистить себя, они бессильны и лишь безвольно следуют своей судьбе, случайностям и природе, перерождаясь из жизни в жизнь.

Эти наставники из-за своих взглядов могут начать совершать неблаготворные поступки – телесные, словесные и мысленные, поскольку они не видят опасности в таких поступках, а в поступках благотворных они не видят очищения.

Кроме того, если они всё же не правы, то они оказываются последователями неправильных воззрений, и вступают в противостояние со святыми людьми. Но мало того, они ещё и распространяют эти ложные воззрения, восхваляя себя и уничижая других. В результате они укрепляются в неблаготворных привычках, а благотворные привычки в них сходят на нет.

Поэтому мудрый человек рассуждает так: если действительно нет перерождений и иных миров, то такие наставники оказываются в безопасности после смерти, но при жизни святые их порицают. Но если перерождения и иные миры есть, то эти люди после смерти окажутся в адском мире, но и при жизни они порицаемы. Таким образом, в первом случае они оказываются в минусе при жизни, во втором – и в этой жизни, и в будущей.

Позиция же наставников, которые придерживаются противоположных взглядов, в этом плане оказывается неуязвимой.

II. ОТРИЦАНИЕ СФЕР НЕМАТЕРИАЛЬНОГО

Есть также наставники, которые утверждают, что невозможно достичь состояний, свободных от чувственных желаний, что невозможно достичь выхода за пределы Сферы Чувственных Желаний (Камалоки).

Мудрый человек здесь рассуждает так: я не могу точно знать, есть ли состояния вне чувственных желаний или нет, поэтому если бы я принял относительно этого ту или иную точку зрения, это было бы некорректно. Однако, даже если эти наставники правы, у меня всё же есть спасительная возможность переродиться в райском мире в пределах Камалоки. Если же правы те наставники, которые утверждают, что состояние за пределами чувственных желаний есть, то я получаю дополнительную благоприятную возможность – перерождения в мирах вне Камалоки, но и той возможности не теряю.

Рассудив так, мудрый человек направляет свою практику на устранение очарованности по отношению к чувственным впечатлениям, на достижение бесстрастия по отношению к ним, на достижение прекращения восприятия чувственных объектов.

III. ОТРИЦАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СВОБОДЫ ОТ ВОВЛЕЧЁННОСТИ В СУЩЕСТВОВАНИЕ

Есть также наставники, которые утверждают, что невозможно достичь свободы от вовлечённости в какое бы то ни было существование.

Мудрый человек здесь рассуждает так: я не могу знать, возможна ли свобода от вовлечённости в существование или нет, и потому если бы я принял относительно этого ту или иную точку зрения, это было бы некорректно. Однако, даже если эти наставники правы, у меня всё же есть спасительная возможность переродиться вне Камалоки. Если же правы те наставники, которые утверждают, что состояние свободы от вовлечённости в существование есть, то я получаю дополнительную благоприятную возможность – обретение ниббаны прямо в этой жизни.

Кроме того, отрицание возможности свободы от вовлечённости в существование явно связано с жаждой, с несвободой, с пристрастием и цеплянием, тогда как противоположное воззрение связано с освобождением от жажды, пристрастия и цепляния.

Рассудив так, мудрый человек направляет свою практику на устранение очарованности по отношению к существованию, на достижение бесстрастия по отношению к существованию, на прекращение вовлечённости к существованию.

ЧЕТЫРЕ ТИПА ПРАКТИКИ

Миряне, бывает так, что (1) человек в своей практике мучает себя. Бывает так, что (2) человек в своей практике мучает других. Бывает так, что (3) человек в своей практике мучает себя и других. И бывает так, что (4) человек не мучает ни себя, ни других. Поскольку он не мучает ни себя, ни других, то в этой самой жизни он свободен от потребностей, огонь страстного желания в нём угас, он переживает блаженство, он стал святым.

(1) В каком случае, миряне, человек мучает себя? Это происходит, если он практикует излишнюю аскезу, практикует голодание и разного рода бессмысленные ограничения, умерщвляя и мучая свою плоть.

(2) В каком случае человек мучает других? Это происходит, если человек убивает животных, если он вор, палач, тюремный надзиратель и так далее.

(3) В каком случае человек мучает себя и других? Это происходит, когда человек практикует обряды и ритуалы, подразумевающие как его личную аскезу, так и принесение в жертву живых существ.

(4) В каком случае, миряне, человек не мучает ни себя, ни других? Это происходит, когда человек, узнав о Татхагате, следует его Учению*. 

Именно такой человек, миряне, не мучает ни себя, ни других. Именно такой человек свободен от потребностей, огонь страстного желания в нём угас, он переживает блаженство, он стал святым».

Слова Учителя произвели сильное впечатление на браминов из Салы, и они объявили себя его мирскими последователями отныне и на всю жизнь.

—————————————————-

* В оригинале здесь приведено стандартное описание пути человека от знакомства с Татхагатой до освобождения.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.