Маджхима Никая 59
Много видов классификации чувств

Адаптированная версия сутты МН 59

Однажды плотник Панчаканга спросил монаха по имени Удайин, о скольких видах чувств говорит Учитель. Удайин ответил, что о трёх – о приятном, о болезненном и о нейтральном чувстве. На это Панчаканга возразил, что Учитель говорит о двух видах чувств – о приятном и о болезненном, а нейтральное чувство он считает мирным и утонченным приятным чувством. И Удайин и Панчаканга настаивали на своём и не смогли убедить друг друга.

Ананда, ближайший ученик и помощник Учителя, был свидетелем их спора. Вернувшись к Учителю, он передал ему эту беседу между Удайином и Панчакангой. Когда он закончил, Учитель сказал:

– И Панчаканга и Удайин оба были правы, Ананда. В зависимости от обстоятельств я говорил и о двух видах чувств, и о трёх, и о пяти, шести, восемнадцати, тридцати шести или даже о ста восьми видах чувств. Есть много вариантов разъяснений Дхаммы, и из-за этого могут возникнуть споры.

Ананда, есть пять каналов чувственного удовольствия, а именно это видимые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения – приятные, желанные, вызывающие страсть и познаваемые соответственно глазами, ушами, носом, языком и телом. Удовольствие и радость, возникающие в связи с этими пятью каналами, называются чувственным удовольствием.

Кто-то может сказать, что это удовольствие – высочайшее из доступных, но я с этим не соглашусь, потому что есть ещё более возвышенное и утончённое удовольствие, нежели это. Что это за удовольствие? Это – пребывание в четырёх джханах и четырёх бесформных сферах*. Каждое из этих состояний представляет собой удовольствие, более возвышенное и утончённое, чем предыдущие. Но даже высочайшее из них – сфера ни-восприятия-ни-невосприятия – не является высочайшим удовольствием из доступных. Прекращение восприятия-чувства это ещё более высокое и тонкое удовольствие, нежели даже сфера ни-восприятия-ни-невосприятия.

Кто-то может спросить: как же так – странник Готама говорит о прекращении распознавания-чувства как об удовольствии. Как такое может быть? Но дело в том, что я отношу к удовольствию не только собственно приятное чувство.

————-

*В оригинале здесь следует стандартное описание джхан и сфер.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.