Маджхима Никая 58
К принцу Абхайе

Адаптированная версия сутты МН 58

Однажды принц Абхайя отправился к Нигантхе Натапутте, главе секты нигантхов. Тот сказал принцу Абхайе:

– О принц, если ты победишь странника Готаму в диспуте, ты прославишься во всех царствах.

– Как же я могу победить странника Готаму? – удивился принц Абхайя, – Никому ещё не удавалось этого.

– Позволь я научу тебя, – сказал Нигантха Натапутта, – Ты придёшь к страннику Готаме и спросишь его, может ли Татхагата говорить такие слова, которые для других будут неприятны. Далее есть два варианта: либо Готама ответит утвердительно, либо отрицательно. Если он ответит утвердительно, ты скажешь – «Тогда в чём разница между тобой и обычными людьми? Ведь и обычные люди говорят другим неприятные вещи». Если же Готама ответит отрицательно, ты спросишь его, почему тогда он, Готама, сказал Девадатте, что тот обречён пребывать в аду бесконечные эоны, что у него нет надежды. Эти слова были явно неприятны для Девадатты. Таким образом, ты загонишь странника Готаму в угол, и он будет побеждён.

Тогда принц Абхайя отправился к Учителю и пригласил его назавтра к себе на обед вместе с тремя другими монахами. Учитель согласился. Когда Учитель и монахи пришли, принц Абхайя подал превосходную еду и лично их обслужил. После трапезы принц Абхайя сел рядом с Учителем на более низкое сидение и обратился к нему с приготовленным вопросом:

– Господин, может ли Татхагата говорить другим неприятные слова?

– Принц, на твой вопрос нельзя ответить однозначно «да» или «нет», – ответил Учитель.

Принц Абхайя расхохотался:

– Тогда, Господин, нигантхи опять потерпели поражение!

И далее он передал Учителю весь свой разговор с Нигантхой Натапуттой.

В ходе их беседы принц держал на коленях малыша. Учитель спросил его:

– Скажи, принц, если бы этот малыш затащил в рот палку или камень, что бы ты сделал?

– Я бы вытащил это у него изо рта, Господин. Если бы не получилось, то тогда я бы силой извлёк этот предмет, удерживая его голову.

– Почему ты бы так сделал?

– Из милосердия к этому малышу, Господин.

– Точно так же, принц, есть три критерия, определяющие, говорит ли Татхагата те или иные слова данному человеку или нет. Это – правдивость, полезность и приятность этих слов.

  • Если Татхагата знает, что данные слова не соответствуют действительности, неполезны и неприятны для данного человека, то он не говорит их.
  • Если Татхагата знает, что данные слова соответствуют действительности, но неполезны и неприятны для данного человека, то он не говорит их.
  • Если Татхагата знает, что данные слова соответствуют действительности, полезны, но неприятны для данного человека, то он ждёт подходящего момента, чтобы сказать их.
  • Если Татхагата знает, что данные слова не соответствуют действительности, неполезны, но приятны для данного человека, то он не говорит их.
  • Если Татхагата знает, что данные слова соответствуют действительности, но неполезны, хотя и приятны для данного человека, то он не говорит их.
  • Если Татхагата знает, что данные слова соответствуют действительности, полезны и приятны для данного человека, то он говорит их в подходящий момент.

И всё это продиктовано милосердием к этому человеку.

После этого принц Абхайя спросил:

– Господин, планируешь ли ты заранее, что отвечать людям на тот или иной вопрос, или ответ приходит к тебе сразу на месте, без предварительного обдумывания?

Учитель ответил:

– Позволь, принц, задать тебе встречный вопрос: скажи, разбираешься ли ты в устройстве колесницы?

– Конечно, Господин. Я очень хорошо разбираюсь в устройстве колесницы.

– Хорошо. Теперь допустим к тебе приходит человек и спрашивает – «Скажи, принц, как называется эта часть колесницы?» – ты выдаёшь ему некий заранее запланированный ответ, или же ответ приходит к тебе сразу на месте?

– Ответ придёт мне сразу на месте без предварительного обдумывания, Господин, поскольку я досконально и в совершенстве знаю устройство колесницы, – ответил принц Абхайя.

– Точно так же, принц, ответ приходит Татхагате сразу на месте, без предварительного обдумывания, потому что суть явлений досконально и в совершенстве постигнута им.

Слова Учителя оказали на принца Абхайю такое впечатление, что он объявил себя его мирским последователем с этого дня и на всю жизнь.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.