Маджхима Никая 57
Собачий аскет

Адаптированная версия сутты МН 57

Однажды, когда Учитель находился в стране Колиев, близ города Халиддавасана, к нему пожаловали два аскета – Пунна и Сения. Пунна практиковал буйволиную аскезу, а Сения – собачью. То есть они вели себя как соответствующее животное, полностью ему уподобляясь.

Представ перед Учителем, они поклонились и сели рядом, причём Сения, прежде чем сесть, покрутился на месте, как делает собака. После этого они спросили Учителя, какой удел ждёт тех, кто практикует подобную животную аскезу, какую держат уже много лет они, Пунна и Сения.

– Оставим эту тему. Вы будете огорчены, услышав мой ответ, – сказал Учитель.

Тем не менее, аскеты настаивали, и Учитель ответил:

– Что ж, извольте. Если человек практикует животную аскезу полностью, настолько, что совершенно уподобляется данному животному, то после смерти он переродится среди этих животных – буйволом или собакой или кем бы то ни было ещё. Если же человек практикует такую аскезу, надеясь таким образом заслужить рождение в божественном мире, то он таким образом придерживается ошибочного воззрения. Это приведёт его либо в адский мир, либо в мир животных. Говоря коротко, если вы преуспеете в своей аскезе, вы переродитесь в виде буйвола или собаки. Если не преуспеете – то попадёте в ад.

После этих слов аскеты закричали и разрыдались.

– Я не смог убедить вас оставить эту тему, – сказал Учитель, видя их горе.

Тогда Пунна сказал:

– Господин, я плачу не из-за того, что твои слова меня обидели, но потому, что я уже давно практикую свою буйволиную аскезу. Я прошу тебя, Господин, дай нам Учение, чтобы мы могли оставить свою ошибочную практику.

Учитель ответил:

– Хорошо, Пунна. Тогда слушайте меня внимательно.

«Все существа перерождаются в соответствии со своими же поступками. Каждое существо является наследником своих же поступков, своей же деятельности.

Есть четыре вида деятельности:

(1) Тёмная деятельность с тёмным результатом;

(2) Светлая деятельность со светлым результатом;

(3) Тёмно-светлая деятельность с тёмно-светлым результатом;

(4) Ни-тёмная-ни-светлая деятельность, уничтожающая деятельность.

(1) Тёмная деятельность это помрачённая активность – телесная, словесная или умственная. Такая активность ведёт к перерождению в мире помрачений, где человек испытывает страдания, как это и свойственно существам в аду.

(2) Светлая деятельность со светлым результатом – это непомрачённая активность, телесная, словесная или умственная. Такая активность приводит к перерождению в непомрачённом мире, где человек испытывает счастье, как это и свойственно небожителям.

(3) Тёмно-светлая деятельность – это активность, сочетающая и помрачённые и непомрачённые элементы – телесная, словесная или умственная. Такая активность приводит к перерождению в мире, сочетающем в себе и помрачённые и непомрачённые элементы. Здесь человек испытывает и страдания и счастье, что имеет место в человеческих мирах, в мирах некоторых богов, а также в некоторых нижних мирах.

(4) Что же такое ни-тёмная-ни-светлая деятельность, уничтожающая деятельность? Это намерение отпустить тёмную деятельность, намерение отпустить светлую деятельность и намерение отпустить тёмно-светлую деятельность».

После этих слов Пунна объявил себя мирским последователем Учителя, а Сения, который раньше практиковал собачью аскезу, попросил принять его в монахи.

– Сения, – сказал Учитель, – Если человек принадлежит к другому учению, он должен пройти испытательный срок в четыре месяца. После этого, если монахи будут довольны им, они дадут ему посвящение в монахи. Впрочем, этот порядок не строгий.

На это Сения ответил:

– Господин, я готов проходить испытательный срок хоть четыре года.

И вот, Сения, получив монашеское посвящение, и затем вскоре достиг полного и окончательного освобождения, стал одним из арахантов.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.