Маджхима Никая 55
К Дживаке

Адаптированная версия сутты МН 55

Однажды Учитель находился близ города Раджагаха, в мангровой роще, принадлежащей Дживаке Комарабхачче. Однажды Дживака пришёл к Учителю и, поклонившись, сел неподалёку. После этого он сказал:

– Господин, я слышал, что некоторые люди говорят, будто ради тебя убивают животных, а ты их ешь. Правда ли это?

– Нет, это не правда, Дживака, – ответил Учитель, и продолжил: – Я говорю, что монах не может употреблять мясо в пищу в трёх случаях: когда он видел, слышал или предполагает, что животное было убито специально для него. Но если этого нет, он может есть мясо.

Представь, Дживака, что некий монах живёт на попечении какого-то города или деревни. Он практикует божественные состояния*.

И вот некий мирянин приглашает его на обед к себе в дом. Монах соглашается, и там его угощают прекрасной пищей. При этом монах не смакует эту пищу и не желает, чтобы ему и в будущем подавали такую вкусную пищу. Он принимает эту пищу с равностностью, не привязываясь к ней, не увлекаясь ею, не впадая в пристрастие к ней, видя в ней опасность и понимая, как спастись от этой опасности.

Как ты думаешь, Дживака, может ли такой монах сделать какой-либо выбор, ведущий к страданию – его ли самого, или кого-либо ещё?

– Нет, Господин, – ответил Дживака.

– Безупречна ли та пища, которую употребляет такой монах?

– Да, Господин, – ответил Дживака, и добавил: – Теперь я понимаю, почему сердечное дружелюбие, милосердие, радость и спокойствие это божественные состояния. Ты, о Господин, являешься живым свидетельством этому.

– Вожделение, отторжение и заблуждение, из-за которых может возникнуть недоброжелательность, полностью искоренены во мне, Дживака, – ответил Учитель.

Далее он продолжил:

– Даже если монах не видел, не слышал и не предполагал, что данное живое существо было убито специально для него, то для тех, кто это сделал, это неблаготворный поступок в пяти случаях: (1) когда человек приказывает кому-то принести это живое существо; (2) когда человек тащит живое существо так, что оно испытывает боль и страх; (3) когда человек приказывает кому-то убить это живое существо; (4) когда человек убивает живое существо, так, что оно испытывает боль и отчаяние; (5) когда человек подносит монаху такую недопустимую пищу, зная это.

Слова Учителя полностью удовлетворили Дживаку, и он объявил себя мирским последователем Учителя с этого дня и на всю жизнь.

———————————————

* В оригинале здесь приводится стандартное описание практики Брахма Вихар.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.