Маджхима Никая 53
Благородный ученик

Адаптированная версия сутты МН 53

Однажды, когда Учитель находился в своих родных краях – в стране Сакьев, близ города Капилаваттху, местные миряне пригласили его посетить новый зал для собраний, который они построили только что. Учитель согласился, и в ближайший вечер состоялась его встреча с мирянами-сакьями. Большую часть ночи Учитель наставлял мирян, в результате чего многие из них стали сотапанна, то есть испытали переход на первую ступень просветления. Затем Учитель сказал своему помощнику Ананде:

– Ананда, расскажи этим мирянам о том, как следует практиковать тому, кто стал сотапанна, кто стал благородным учеником. Моя спина устала, я дам ей отдых.

Затем Благословенный сложил вчетверо свой лоскутный плащ, постелил его и лёг на правый бок в позе льва, со ступнями, лежащими одна на другой, осознанный и полностью бодрствующий, установив для себя заранее время для подъёма.

Ананда же обратился к мирянам:

«Практика благородного ученика заключается, вкратце, в том, что он (1) совершенствует нравственность, (2) сдерживает органы восприятия, (3) умерен в пище, (4) поддерживает бодрствование, (5) культивирует семь благотворных качеств, и (6) учится достигать по своему желанию, без трудностей, четырёх джхан. Теперь об этом – подробнее.

(1) Как Благородный ученик совершенствует нравственность? Он поддерживает добродетельное поведение, ведёт сдержанный образ жизни, соблюдает предписания, стремится к совершенству в поведении и поступках, приняв на себя правила пути. Вот так Благородный ученик совершенствует нравственность.

(2) Как Благородный ученик сдерживает органы восприятия?

Вот Благородный ученик видит глазами форму, слышит ушами звук, чувствует языком вкус, воспринимает телом телесное ощущение или умственный объект. Когда это происходит, он следит за тем, чтобы не цепляться за черты и особенности воспринимаемого объекта, не задерживаться на нём. Это и есть сдерживание органов восприятия. Если бы он не делал этого, воспринимаемый объект мог бы спровоцировать развитие нездоровых состояний, таких как влечение или неприязнь. Но благодаря сдерживанию этого не происходит. Таким образом Благородный ученик сдерживает органы восприятия.

(3) Как Благородный ученик соблюдает умеренность в пище? Он принимает пищу не ради развлечения, не ради наслаждения, не ради придания телу привлекательности, но лишь для того чтобы выжить и поддержать это тело, для того чтобы устранить дискомфорт, для помощи святой жизни, практикуя такое намерение: “Употребляя эту пищу, я устраню имеющийся дискомфорт голода и не создам нового дискомфорта от переедания. Так я сохраню здоровье, избегу дискомфорта и сохраню безупречность в поведении”. Вот так Благородный ученик соблюдает умеренность в пище.

(4) Как Благородный ученик поддерживает бодрствование? Вот днём Благородный ученик сидит или практикует во время ходьбы, очищая свой ум от помрачённых состояний. То же он делает во время первой трети ночи. Во время второй трети ночи он принимает позу льва, ложась на правый бок, положив одну ступню на другую, будучи осознанным и бдительным, отметив для себя, когда следует вставать. Во время последней трети ночи он снова сидит или практикует во время ходьбы, очищая свой ум от помрачённых состояний. Вот так Благородный ученик поддерживает бодрствование.

(5) Что это за семь благотворных качеств, которые культивирует Благородный ученик?

(5.1) Первое качество – Уверенность. Это уверенность в том, что Татхагата действительно достиг завершённости, совершенства в знании и поведении, возвышенности, искусности в речах, что он – непревзойдённый предводитель тех, кто взыскует смирения, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный.

(5.2) Второе качество – Совесть. Она не позволяет Благородному ученику совершать неблаготворные поступки – в своих физических действиях, в речи и в уме.

(5.3) Третье качество – Страх. Он страшится совершить неблаготворный поступок, он страшится осквернить себя неблаготворными действиями, словами или мыслями.

(5.4) Четвёртое качество – Пытливость. Он много учится, вспоминает и сводит воедино то, чему научился, а именно – Дхамму, которая хороша в начале, хороша в середине и хороша в конце, правильна и в духе и в букве, утверждает святую жизнь, предельно совершенную и чистую. Он впитывает это Учение жадно, воспроизводит в памяти, повторяет устно, размышляет над ним и проникает в его суть.

(5.5) Пятое качество – Усердие. Он усерден в оставлении нездоровых состояний и во взращивании здоровых состояний; он настойчив и твёрд в своих стараниях.

(5.6) Шестое качество – Осознанность. Он обладает острой осознанностью; он хорошо помнит, что было сделано и сказано очень давно.

(5.7) Седьмое качество – Мудрость. Это мудрость относительно возникновения и исчезновения явлений.

Таковы семь благотворных качеств, которые культивирует Благородный ученик.

(6) Следующий пункт – это практика джхан*.

Если Благородный ученик соблюдает эту практику, то его окончательное освобождение это лишь вопрос времени.

Достигнув таким образом высочайшей осознанности, чистой благодаря покою, Благородный ученик вспоминает множество своих прошлых жизней во всех подробностях. Кроме того, он, посредством божественного зрения, видит множество миров с населяющими их и перерождающимися в них существами, приходя к понимаю причин, приводящих к тому или иному рождению. И после этого он достигает окончательного освобождения от страдания.

Итак, путь это (1) совершенствование нравственности, (2) сдерживание органов восприятия, (3) умеренность в еде, (4) пребывание в бодрствовании, (5) культивирование семи качеств, (6) достижение четырёх джхан.

Истинное знание, которое Благородный получает в результате это – (1) вспоминание множества своих жизней, (2) знание закономерностей перевоплощения в иных мирах, (3) понимание природы помрачения и страдания.

Таков Благородный ученик, совершенный в истинном знании и совершенный в пути».

Тогда Благословенный поднялся и сказал Достопочтенному Ананде: «Хорошо, хорошо, Ананда. То, что ты рассказал сакьям из Капилаваттху об ученике, вошедшем в поток пути, ― это хорошо».

—————————————————

* В оригинале здесь приводится стандартное описание четырёх джхан.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.