Маджхима Никая 50
Разговор со злым духом

Адаптированная версия сутты МН 50

Однажды Великий Моггаллана, один из главных учеников Будды, ходил, медитируя, вперёд и назад, и тогда некий злой дух вошёл в его живот. Ощутив недомогание, Моггаллана подумал: «Откуда такая тяжесть в животе? Такое впечатление, будто я наелся бобов».

Тогда он оставил ходьбу, зашёл в своё жилище и сел на подготовленное сиденье. Направив своё внимание внутрь тела, он увидел злого духа, засевшего в кишках. Тогда он сказал: «Выходи, злой дух! Если ты досаждаешь Татхагате или его ученику, тебя постигнет жестокое страдание».

Злой дух подумал, что Моггаллана не мог его увидеть и попытался затаиться, но Моггаллана сказал: «Я всё равно тебя вижу. Не думай, что ты от меня спрятался». Тогда злой дух, поняв, что скрыться не удастся, вышел изо рта Моггалланы, встав напротив двери. Но Моггаллана сказал, что видит его и там, после чего рассказал злому духу следующую историю:

«Как-то раз, злой, я сам был злым духом по имени Дуси, и у меня была сестра, которую звали Кали. Ты был её сыном, то есть моим племянником.

В то время в мир пришёл Всеблагой Будда Какусандха. У него была пара главных учеников, Видхура* и Саньджива*. Видхура был непревзойдённым преподавателем Учения, и именно поэтому его так звали, а Саньдживу так назвали после следующей истории.

Он легко входил в Прекращение Распознавания-Переживания, в ниродху. И вот однажды, злой, Саньджива уселся у подножия дерева и вошёл в ниродху. Мимо шли крестьяне и подумали, что Саньджива умер. Они решили его кремировать, собрали хворост, дрова, сухой коровий навоз, сложили всё это кучей вокруг Саньдживы, и подожгли, после чего ушли.

И вот утром, Саньджива вышел из ниродхи, отряхнул с себя пепел, оделся в новую одежду, поскольку старая сгорела, взял чашу и отправился в деревню за подаянием. Те крестьяне увидели, что он ходит по селению как ни в чём не бывало, и, поражённые, прозвали его Саньдживой.

И вот, злой дух Дуси решил обратить этих монахов в свою власть. Для этого он внушил мирянам, чтобы те начали бранить, оскорблять и изводить этих монахов, чтобы поколебать их умы. Миряне бранили, оскорбляли и изводили монахов, и из-за этого впоследствии, после смерти, большинство из них попали в миры мучений.

Тогда Всеблагой Какусандха сказал Видхуре и Саньдживе, что все эти неприятности являются происками злого духа Дуси. Он посоветовал им практиковать Божественные Состояния**. Видхура и Саньджива, удалившись в лес, последовали его совету.

Поняв, что его замысел не удался, Дуси решил действовать противоположным образом – соблазнить мирян-брахманов, чтобы те начали восхвалять и превозносить Видхуру и Саньдживу и поклоняться им. Возможно тогда, думал он, эти добродетельные монахи поколеблются на своём пути.

И вот вокруг Видхуры и Саньдживы появились миряне-брахманы, которые начали восхвалять их, превозносить их и поклоняться им. Впоследствии, после смерти, большинство из них переродилось в райских мирах.

Всеблагой Какусандха и в этот раз раскрыл Видхуре и Сандживе коварные планы злого духа Дуси и посоветовал им практиковать созерцание отвратительности тела и пищи, непостоянства любой активности, чтобы избавиться от очарованности этим миром. Уйдя в лес, Видхура и Саньджива последовали совету Учителя.

Через какое-то время Всеблагой Какусандха отправился в селение за подаянием, в сопровождении Видхуры. И вот злой дух Дуси овладел умом некоего мальчишки, заставив его бросить в Видхуру камень. Этот камень попал Видхуре в голову, и тот, с текущей по лицу кровью, спокойно продолжал следовать за Учителем. Тогда Всеблагой Какусандха остановился и сказал: “Этот злой дух не знает границ”. И в тот же момент злой дух Дуси оказался в Великом Аду.

Я пребывал в Великом Аду многие века, переживая страшные страдания. Я чувствовал себя так, будто я жарился заживо, будто меня пронзали кольями и так далее – и всё это для меня длилось многие тысячи лет.

Так что, злой, послушай своего собрата, который сам прошёл через это, и не повторяй моих ошибок: если ты досаждаешь Татхагате и его ученикам, тебя ждут неисчислимые и неисчерпаемые мучения. Ты поступаешь глупо, ты сильно рискуешь».

После этих слов тот злой дух исчез и больше никогда не появлялся.


* Видхура значит Непревзойдённый; Саньджива значит Выживший.

** В оригинале здесь приводится стандартное описание практики Брахма Вихар (см. Приложение 4).

 

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.