Маджхима Никая 50
Разговор со злым духом

Адаптированная версия сутты МН 50

Однажды Великий Моггаллана, один из ближайших учеников Будды, ходил, медитируя, вперёд и назад, и тогда некий злой дух вошёл в его живот. Почувствовав недомогание, Моггаллана подумал: «Откуда такая тяжесть в животе? Такое впечатление, будто я наелся бобов».

Тогда он оставил ходьбу, зашёл в своё жилище и сел на подготовленное сиденье. Направив своё внимание внутрь тела, он увидел злого духа, засевшего в кишках. Тогда он сказал: «Выходи, злой дух! Если ты досаждаешь Татхагате или его ученику, это приведёт тебя к страданию на долгое время».

Злой дух подумал, что Моггаллана не мог его увидеть и затаился было, но Моггаллана сказал: «И всё равно я тебя вижу. Не думай, что ты от меня спрятался». Тогда злой дух, поняв, что скрыться не удастся, вышел изо рта Моггалланы, встав напротив двери. Но Моггаллана сказал, что видит его и там, после чего рассказал злому духу следующую историю:

«Как-то раз, злой, я сам был злым духом по имени Дуси, и у меня была сестра, которую звали Кали. Ты был её сыном, то есть моим племянником.

В то время в мир пришёл Благословенный Будда Какусандха. У него была пара главных учеников, Видхура и Саньджива. Видхура был непревзойдённым учителем Дхаммы, и именно поэтому его так звали (Видхура значит Непревзойдённый), а Саньджива легко входил в прекращение распознавания-чувствования, в ниродху.

И вот однажды, злой, Саньджива уселся у подножия дерева и вошёл в ниродху. Мимо шли крестьяне и подумали, что Саньджива умер, сидя. Они решили его кремировать, собрали хворост, дрова, сухой коровий навоз, сложили всё это кучей вокруг Саньдживы, и подожгли, после чего ушли.

И вот утром, Саньджива вышел из ниродхи, отряхнул с себя пепел, оделся в новую одежду, взял чашу и отправился в деревню за подаянием. Те крестьяне увидели, как он ходит по селению как ни в чём не бывало, и, поражённые, назвали Саньдживу Саньдживой, то есть Выжившим.

И вот, злой дух Дуси решил обратить этих монахов в свою власть. Для этого он внушил мирянам, чтобы те начали бранить, оскорблять и изводить этих монахов, чтобы в их умах появилось колебание. Миряне бранили, оскорбляли и изводили монахов, и из-за этого впоследствии, после смерти, большинство из них попали в миры мучений.

Тогда Благословенный Какусандха сказал Видхуре и Саньдживе, что все эти неприятности это происки злого духа Дуси. Он посоветовал им практиковать Брахма Вихары*. Видхура и Саньджива, удалившись в лес, последовали его совету.

Поняв, что его замысел не удался, Дуси решил действовать противоположным образом – соблазнить мирян-браминов, чтобы они начали восхвалять и превозносить Видхуру и Саньдживу и поклоняться им. Возможно тогда, думал он, эти добродетельные монахи поколеблются на своём пути.

И вот вокруг Видхуры и Саньдживы появились миряне-брамины, которые начали восхвалять их, превозносить их и поклоняться им. Впоследствии, после смерти, большинство из них переродилось в райских мирах.

Благословенный Какусандха и в этот раз раскрыл Видхуре и Сандживе коварные планы злого духа Дуси и посоветовал им практиковать созерцание отвратительности тела и пищи, непостоянства любой активности, чтобы избавиться от очарованности этим миром. Уйдя в лес, Видхура и Саньджива последовали совету Учителя.

И вот, вскоре после этого, Благословенный Какусандха отправился в селение за подаянием, в сопровождении Видхуры. И вот злой дух Дуси овладел умом некоего мальчишки, заставив его бросить в Видхуру камень. Этот камень попал Видхуре в голову, и тот, с текущей по лицу кровью, спокойно продолжал следовать за Учителем. Тогда Благословенный Какусандха остановился и сказал: “Этот злой дух не знает границ”. И в тот же момент злой дух Дуси оказался в Великом Аду.

Я пребывал в Великом Аду многие века, переживая страшные страдания. Я чувствовал себя так, будто я жарился заживо, был пронзаем кольями и так далее – и всё это для меня длилось многие тысячи лет.

Так что, злой, послушай своего собрата, который сам прошёл через это и не повторяй моих ошибок: если ты досаждаешь Татхагате и его ученикам, тебя ждут неисчислимые и неисчерпаемые мучения. Ты поступаешь глупо, ты играешь с огнём».

После этих слов тот злой дух исчез и больше никогда не появлялся.

————————————————-

* В оригинале здесь приводится стандартное описание практики Брахма Вихар.

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.