Маджхима Никая 5
Без изъянов

Адаптированная версия сутты МН 5

Сарипутта, один из ближайших учеников Будды, однажды сказал собранию монахов:

«Друзья, можно выделить четыре типа людей, а именно:

  1. Человек, который, имея какой-то изъян, не видит его;
  2. Человек, который, имея какой-то изъян, видит его;
  3. Человек, который, не имея какого-то изъяна, не видит этого;
  4. Человек, который, не имея какого-то изъяна, видит это.

Если сравнивать первое и второе, то второе лучше первого. Если сравнивать третье и четвёртое, то четвёртое лучше третьего. То есть важно адекватно видеть в себе изъян, если он действительно есть, и видеть, что его нет, если его действительно нет».

ПОЧЕМУ ВАЖНО ВИДЕТЬ В СЕБЕ ИЗЪЯН ИЛИ ЕГО ОТСУТСТВИЕ

После этого, руководствуясь стремлением помочь присутствующим монахам, другой старший ученик Будды и друг Сарипутты, Моггаллана, спросил Сарипутту:

«Друг Сарипутта, почему это важно – адекватно видеть в себе изъян, если он действительно есть, и видеть, что его нет, если его действительно нет?»

Сарипутта ответил:

«Друг,

  1. Если у человека есть какой-то изъян, но он не отдаёт себе в этом отчёт, то как он сможет преодолеть эту страсть? Постепенно изъяны будут накапливаться в таком человеке, и он с высокой вероятностью закончит жизнь, будучи совершенно погребён под их грузом.
  2. Если у человека есть какой-то изъян, и он полностью отдаёт себе в этом отчёт, то в этом случае можно ожидать, что он будет работать над тем, чтобы преодолеть этот изъян. Постепенно он будет избавляться от изъянов, и с высокой вероятностью он закончит жизнь свободным от них.
  3. Если у человека нет какого-то изъяна, но он не отдаёт себе в этом отчёт, то в этом случае можно ожидать, что он увлечётся соблазнами этого мира, страсть постепенно отравит его разум, и жизнь свою он закончит, совершенно порабощённый помрачениями.
  4. Если у человека нет какого-то изъяна, но он полностью отдаёт себе в этом отчёт, то можно ожидать, что он будет поддерживать в себе эту свободу от изъяна и не увлечётся соблазнами этого мира. С высокой вероятностью такой человек будет продолжать освобождаться от изъянов, и закончит свою жизнь свободным от них.

Вот поэтому важно адекватно видеть в себе изъян, если он есть, и также видеть, что изъяна нет, если его действительно нет».

ЧТО ТАКОЕ ИЗЪЯН

Тогда Моггаллана спросил:

«Друг, вот ты говоришь “изъян”. Что ты подразумеваешь под этим термином?»

Сарипутта ответил:

«”Изъян”, друг, это термин, связанный с неблаготворными нездоровыми желаниями. Например, представьте себе такие ситуации:

  1. Некий монах совершил проступок, и в нём возникло желание, чтобы другие об этом проступке не узнали. Но другие всё же узнают о нём.
  2. Или он совершил проступок и другие узнали об этом, и в нём возникло желание, чтобы замечание ему сделали наедине, а не перед всей Сангхой. Но всё же замечание ему делают перед всей Сангхой.
  3. Или он совершил проступок и другие узнали об этом, и в нём возникло желание, чтобы замечание ему сделал равный по статусу монах. Но всё же замечание ему делает монах, обладающий более низким статусом.
  4. Или же он желает, чтобы Учитель, преподавая Дхамму, задавал вопросы только ему, но всё же учитель задаёт вопросы какому-то другому монаху.
  5. Или же он желает, чтобы во главе процессии монахов, когда они входят в деревню за подаянием, стоял именно он, но всё же во главу процессии ставят какого-то другого монаха.
  6. Или же он желает получить в трапезной лучшее место, лучшую воду, лучшую пищу, но всё это достаётся другому монаху.
  7. Или же он желает давать благословения в трапезной после приёма пищи, но это делает какой-то другой монах.
  8. Или же он желает преподавать Дхамму монахам, монахиням, мирянам или мирянкам, но это делает какой-то другой монах.
  9. Или же он желает, чтобы монахи, монахини, миряне или мирянки почитали и превозносили его, но они почитают и превозносят какого-то другого монаха.
  10. Или же он желает получить лучшую одежду, лучшее подношение, жилище, лекарство, но всё это получает какой-то другой монах.

И вот, во всех этих случаях тот монах испытывает злость и горечь. Вот эти злость и горечь являются изъяном.

СВОБОДА ОТ НЕЗДОРОВЫХ ЖЕЛАНИЙ ПРЕВЫШЕ ЛЮБЫХ ВНЕШНИХ АТРИБУТОВ

Если видно, что такие неблаготворные нездоровые желания не прекращены в вас, то каким бы суровым отшельником и лесным монахом вы бы ни были, собратья по святой жизни не будут уважать вас.

Если же видно, что такие неблаготворные нездоровые желания в вас прекращены, то даже если вы живёте среди людей, носите мирскую одежду и принимаете от мирян приглашения зайти в гости, собратья по святой жизни будут уважать вас».

После этого Моггаллана сказал:

«Друг, твои объяснения помогают нерадивым исправиться. Прилежным же они доставляют огромное удовольствие и помогают укрепиться в прилежании».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.