Маджхима Никая 5
Без изъянов

Адаптированная версия сутты МН 5

Комментарий к сутте

Почтенный Сарипутта, один из главных учеников Будды, однажды сказал собранию монахов:

«Друзья, можно выделить четыре типа людей, а именно: (1) Человек, который, имея какой-то изъян, не видит его; (2) Человек, который, имея какой-то изъян, видит его; (3) Человек, который, не имея какого-то изъяна, не видит этого; (4) Человек, который, не имея какого-то изъяна, видит это.

Если сравнивать первое и второе, то второе лучше первого. Если сравнивать третье и четвёртое, то четвёртое лучше третьего. То есть важно адекватно видеть в себе изъян, если он действительно есть, и видеть, что его нет, если его действительно нет».

ПОЧЕМУ ВАЖНО ВИДЕТЬ В СЕБЕ ИЗЪЯН ИЛИ ЕГО ОТСУТСТВИЕ

После этого другой главный ученик Будды – почтенный Моггаллана, спросил Сарипутту:

«Брат Сарипутта, почему это важно – адекватно видеть в себе изъян, если он действительно есть, и видеть, что его нет, если его действительно нет?»

Сарипутта ответил:

«(1) Если у человека есть какой-то изъян, но он не отдаёт себе в этом отчёт, то как он сможет преодолеть это помрачение? Постепенно в таком человеке изъяны будут накапливаться, и он с высокой вероятностью закончит жизнь, будучи совершенно погребён под их грузом.

(2) Если у человека есть какой-то изъян, и он полностью отдаёт себе в этом отчёт, то в этом случае можно ожидать, что он будет работать над тем, чтобы преодолеть этот изъян. Постепенно он будет избавляться от изъянов, и с высокой вероятностью он закончит жизнь свободным от них.

(3) Если у человека нет какого-то изъяна, но он не отдаёт себе в этом отчёт, то в этом случае можно ожидать, что он увлечётся соблазнами этого мира, страсть постепенно отравит его разум, и жизнь свою он закончит совершенно порабощённым помрачениями.

(4) Если у человека нет какого-то изъяна, но он полностью отдаёт себе в этом отчёт, то можно ожидать, что он будет поддерживать в себе эту свободу от изъяна и не увлечётся соблазнами этого мира. С высокой вероятностью такой человек будет продолжать освобождаться от изъянов, и закончит свою жизнь свободным от них.

Вот поэтому важно адекватно видеть в себе изъян, если он есть, а также видеть, что изъяна нет, если его действительно нет».

ЧТО ТАКОЕ ИЗЪЯН

Тогда Моггаллана спросил:

«Вот ты говоришь “изъян”. Что ты подразумеваешь под этим словом?»

Сарипутта ответил:

«”Изъян” это термин, связанный с неблаготворными нездоровыми желаниями. Например, представьте себе такие ситуации:

  • Некий монах совершил проступок, и в нём возникает желание, чтобы другие об этом проступке не узнали. Но другие всё же узнают о нём.
  • Или он совершил проступок и другие узнали об этом, и в нём возникает желание, чтобы замечание ему сделали наедине, а не перед всей Сангхой. Но всё же замечание ему делают перед всей Сангхой.
  • Или он совершил проступок и другие узнали об этом, и в нём возникает желание, чтобы замечание ему сделал равный по статусу монах. Но всё же замечание ему делает монах, обладающий более низким статусом.
  • Или же в нём возникает желание, чтобы Учитель, преподавая Дхамму, задавал вопросы только ему, но всё же Учитель задаёт вопросы какому-то другому монаху.
  • Или же в нём возникает желание, чтобы во главе процессии монахов, когда они входят в деревню за подаянием, стоял именно он, но всё же во главу процессии ставят какого-то другого монаха.
  • Или же в нём возникает желание получить в трапезной лучшее место, лучшую воду, лучшую пищу, но всё это достаётся другому монаху.
  • Или же в нём возникает желание давать благословения в трапезной после приёма пищи, но это делает какой-то другой монах.
  • Или же в нём возникает желание преподавать Дхамму монахам, монахиням, мирянам или мирянкам, но это делает какой-то другой монах.
  • Или же в нём возникает желание, чтобы монахи, монахини, миряне или мирянки почитали и превозносили его, но они почитают и превозносят какого-то другого монаха.
  • Или же в нём возникает желание получить лучшую одежду, лучшее подношение, жилище, лекарство, но всё это получает какой-то другой монах.

И во всех этих случаях тот монах испытывает досаду и горечь. Вот эти досада и горечь являются изъяном.

СВОБОДА ОТ НЕЗДОРОВЫХ ЖЕЛАНИЙ ПРЕВЫШЕ ЛЮБЫХ ВНЕШНИХ АТРИБУТОВ

Если видно, что такие неблаготворные нездоровые желания не прекращены в вас, то каким бы суровым отшельником и лесным монахом вы ни были, вы не достойны уважения со стороны собратьев по святой жизни.

Если же видно, что такие неблаготворные нездоровые желания в вас прекращены, то даже если вы живёте среди мирян, носите мирскую одежду и принимаете от мирян приглашения зайти в гости, собратья по святой жизни будут уважать вас».

После этого Моггаллана сказал:

«Друг, твои ясные объяснения помогают нерадивым исправиться. Прилежным же они доставляют огромное удовольствие и помогают укрепиться в прилежании».

Подпишитесь на рассылку о будущих ретритах, новых переводах Сутт, вопросах по Дхамме и важных новостях.